Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2017

s

Роман Сенчин

Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Ильдар Абузяров
Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Другие книги автора

Ильдар Абузяров «Концерт для скрипки и ножа»

Я знаю писателя Абузярова давно – по сути, мы начинали в одно время, в конце 90- х. Читаю почти каждую его новую вещь, но – странное дело – понимая, что он незаурядный автор, разобраться в его прозе я не могу, не понимаю сути многих его романов, рассказов. Хотя чувствую, что «Курбан-роман», «ХУШ», «Мутабор», ряд небольших повестей и рассказов – важные для нашей литературы тексты. Но это, по- моему, шифры, распознать которые мне лично не хватает знаний и чутья.

Кажется, я не одинок – о прозе Абузярова довольно мало пишут. А вот издают его, в общем-то, довольно много. Да и читатели есть.

Не стала исключением и двучастная повесть «Концерт для скрипки и ножа». При легкости слога, ясности отдельных эпизодов общая картина довольно туманна. Автор словно играет в игру, за которой с интересом наблюдаешь, но правил ее до конца не знаешь.

Можно предъявлять претензии к некоторым сценам, сомневаться в правдоподобии. Например, как зарезали корову в начале повести. Но тут же приходит мысль: не в правдоподобии дело. Прозу Ильдара Абузярова нужно рассматривать под иным углом.

Не знаю, отзывались ли на его произведения мусульманские, христианские
богословы. Они, как мне кажется, многое могли бы объяснить.

Абузяров берется в прозе за нечто очень сложное, за что многие браться не решаются. Тут очень кстати мысль из начала его повести: «Разве вы никогда не задумываете вещь, к которой не в состоянии даже прикоснуться?»

Повесть «Концерт для скрипки и ножа» составляет с четверть объема книги, представленной на конкурс «Нацбеста». Остальное – рассказы и небольшие повести. Есть и очень хорошие – «Троллейбус, который идет на север», «Книга книг», «Муж на день», «Кофе. Зима. Девушка», но рецензировать их, объяснять я опять же не в силах.

По хорошему, Ильдару Абузярову нужен умный, образованный, неангажированный, персональный критик. Его прозу нужно копать глубоко, изучать тщательно. Тогда могут открыться ее настоящая сила и подлинные смыслы.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу