Аполлинария Аврутина

Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Ильдар Абузяров
Концерт для скрипки и ножа в двух частях

Другие книги автора

«Концерт для скрипки и ножа»

Нет надобности пересказывать сюжет новой книги Ильдара Абузярова, состоящей из небольшой повести «Концерт для скрипки и ножа» и занявших большую часть книги рассказов. Название повести говорит само за себя: состоит она из части, посвященной скрипке, и части, посвященной ножу. Лично мне тексты Абузярова всегда нравились за разумную и сдержанную прямолинейность.

О любви писать в наши дни бесконечно сложно, да и не всегда требуется, и чувства, а также явно ветхозаветные в кораническом прочтении сюжеты, намеки на которые тут и там встречаются в тексте, конечно же, не новы. Ново, пожалуй, только их кораническое прочтение (герой-то мусульманин). Однако, как говорит наш Памук, сочтите несочетаемое и получится хороший текст. Абузяров сделал именно это: он переложил сюжеты/ перепел мотивы Франсуазы Саган (или, может, кто-то усмотрит даже Элинек) голосом мужчины-мусульманина, и получилось нечто совершенно новое. Именно это мне кажется самым важным в этом тексте.

Сама по себе идея адаптации мусульман, глубоко, с рождения повязанных-перевязанных своей культурой и традициями, в культуре европейской – и в квинтессенции ее – в классической музыке, балете и опере – потрясающе нова. Добавлю здесь некоторые сведения: воспитание на макамной – мугамной классической ближневосточной музыкепредполагает неумение работать с бельканто (проще говоря, ближневосточные певцы, несмотря на подходящие голосовые данные, не могут – за редким исключением – исполнять итальянскую оперу и наоборот). Классическая европейская музыка и балет имеется в мусульманских восточных странах, но носит там вторичный харакер и чужда тамошнему обывателю, широкой публике. Балет просто недозволяется нормами ислама и воспринимается как их нарушение, а музыка, и тем более, оперы с их классическими сюжетами совершенно не понятны. Поэтому среди выходцев из мусульманских обществ много хороших и отличных исполнителей европейской музыки, но до сего времени не было гениальных.

Так вот история, изложенная Абузяровым, – первая попавшаяся мне книга, в которой рассказывается об органичном существовании мусульманина в рамках и европейской культуры, и европейской музыкальной традиции, со всей полнотой ее понимания и ощущения.

Это невероятно своевременный текст, своевременная и очень актуальная линия.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу