Смотреть трансляцию

Алексей Колобродов

Марксизм как стиль

Алексей Цветков
Марксизм как стиль

Другие книги автора

Левый фарш

Рецензия на сборник концептуальных очерков Алексея Цветкова «Марксизм как стиль» могла бы с избытком вместиться в есенинскую строку «в книге много прекраснейших мыслей и планов». Если убрать из нее издевательский план, но сохранить иронический.

И, кстати, лыко в строку есениноведения и его белых пятен.

Знаете, какая самая упоминаемая книга, вот буквально, по имени, в стихах и поэмах Сергея Александровича?

«Капитал» Карла Маркса.

Иногда по касательной – «давай, Сергей, за Маркса тихо сядем», и понятно, что речь идет о главной книге Карла Генриховича.

Но тогда уместна и следующая версия: когда Черный Человек, охмуряя больного поэта, утверждает, «в книге много прекраснейших мыслей и планов», он явно совершает презентацию «Капитала», хотя посталкогольная депрессия клиента не слишком тому способствует.

Вернемся к Цветкову. Любопытно, что главное у него – не концепт, «мысли и планы», а тон, неизменно и, пожалуй, преувеличенно бодрый. И если стиль существования сузить до стилистики литературной, уместно было бы в титуле сменить «марксизм» на «ленинизм» - знакомый по фельетонам и отдельным письмам Владимира Ильича юношеский задор становится у Цветкова главной интонационной фишкой. Подобный «бодряк» был вполне свойственен и ленинскому вечному то тягостному, то радостному спутнику, оппоненту и соратнику Льву Троцкому. Однако Цветков до литературного блеска Льва Давидовича дотягивает лишь в немногочисленных избранных местах. Еще, из свежих идейно-стилевых ориентиров – проповеди Эдуарда Лимонова.

Забавно, что художников по мировоззрениям, сено-солома, Цветков ранжирует куда решительнее, чем упомянутые вожди. В манере, скорее, Леопольда Авербаха, впрочем, без присущей лидеру РАППа агрессии.

Получается, что «марксизм» и «стиль», соответственно, фундамент и раствор для довольно разнообразных форм – от биографических очерков, посвященных не столько идеологам, сколько практикам Революции – философ Эвальд Ильенков (первый и лучший, талантливейший материал в книжке), создатель Пролеткульта и Института переливания крови Александр Богданов, террорист Сергей Нечаев, RAFовцы, Годар с Фассбиндером… До собственной дочери Алены, и в изящных и чуть приторных, каких-то йогуртовых этих эссе, левая идея почти без следа растворяется в отцовской нежности. Разве что сама героиня имеет полное право перефразировать одного из персонажей книги, рокера Борзыкина: «Мой папа – марксист!».

Но вообще идея объединить марксовым вектором хмурых дядь из прошлого и розовых детишек, за которыми будущее – замечательна. Тут и параллели коммунизма с христианством – «будьте как дети» и «любая детская душа – революционерка», и «детская болезнь левизны». Плюс невесть по какому кругу (автор этих строк тоже в свое время руку приложил) сделанная интерпретация бестселлера «Незнайка на Луне» в понятном ключе…

Что греха таить, нынешние молодые левые – народ мрачноватый, в комплексах и депрессиях (не только социальных); им такая задорная книга сейчас необходима – как Незнайке в финале его лунной одиссеи – солнышко…

И – заключительный парадокс. Если «Марксизм как стиль» - возможно, самая бодрая книга нынешнего сезона «нацбеста», то самая мрачная, пожалуй, роман «Иван Ауслендер». Эдакая современная экклезиастова мантра, написанная – внимание - коммунистом Германом Садуллаевым.

Это я к тому, насколько, в т. ч. эмоционально и психологически – может быть разнообразен марксизм.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу