Марина Кронидова

Головастик и святые

Андрей Филимонов
Головастик и святые

Другие книги автора

МАРИНА КРОНИДОВА ОБ АНДРЕЕ ФИЛИМОНОВЕ

Вначале - дивная сибирская легенда о том, как в году 7109-ом от сотворения мира, в краю шешкупов, покоренных братьями Немилом и Некрасом, возникла дремучая деревня Бездорожная, та, что стоит "на самом чертовом хуйчике".

Только настроишься на фольклорную волну, да не тут-то было. В следующей главе – где дело происходит "незадолго до конца света", то есть, уже в наши, не менее дикие, дни - автор оглоушивает читателя влет: "Однако нашей власти кто-то капнул, что пизда с медным тазом летит к ней, как чёрный ворон, на всех парусах, и она тут же прихилилась в больничку". Не слабо, в смысле стиля?

Почему "Головастик" - объяснит писатель: "У нас в народе плохо имена запоминаются. Называют за дело, по делу и навсегда. Ну, или надолго".  Секрет погоняла главного героя прост: доборолся начитанный мент за правду, прямо на лесопилке оттяпал циркулярной пилой ему начальник одесную, да сослал в Бездорожье представителем власти, а местным новенький так и объявился: "Глава в городе, а я так Головастик". Вот, думаешь, чернуха какая пошла, но увлекательно же. Кстати, предыстории кликух сотоварищей Головастика (Кочерыжка, Ленин, Трактор, Дед Герой) не менее увлекательны, за каждым такое водится… Святые ли жители деревеньки? Это - навряд ли, а вот то, что блаженные - это точно. И мечтательные, а что ещё делать в медвежьем углу, как не блажить и не мечтать. Вот например, "У семидесятилетней Матрешки все жизнь была мечта насрать мужу на лысину", отомстить за несбывшиеся надежды юности (жить с кудрявым), и ей это удалось с помощью летчика-самородка по кличке Кончаловский; фу, скажет любой читатель, пошло, гадко и что-то этакое нам напоминает. Да нет, Филимонов умеет перелатать так байку на свой лад, что и смешно, и по делу. Все здесь взаимосвязано и не нарочито, а как-то легко, будто не читаешь, а слушаешь насмешливый говорок, плетущий свои сказки-сплетни у камелька. И то, скажем, голос не один: сказ свой ведут то Головастик, то жена его Кочерыжка, то залетный поляк, и история не так проста, как в начале кажется. 

Вроде бы ничего особенного в этом, богом забытом месте не происходит, а, если, что и происходит, то и не поймёшь, что: хохмят, да чудят, да с духами северными запросто водятся обитатели Бездорожья, а, на самом деле, вопреки всему, пытаются выжить. Даже тогда, когда приходит циркуляр из столицы о ликвидации деревеньки, до того и на картах не указанной. Известно же, что «карты в России рисуют для воображаемого противника».

Ещё у них идёт перманентная гражданская война с деревней соседского Пудинского района: то вяло тлеет вражда, то такая партизанщина начинается, впору Кустурице снимать кино, про гонки "кровати-самореза" по узкоколейке. То коммандос штурмом хату неприятеля возьмёт. Откуда одинокий коммандос взялся? Да, оттуда же, откуда пилигримы-поляки в поисках могил святых сестёр - жертв НКВД - то ли Бог привёл, то ли попутал. В общем, из большого мира, а как говорит один из персонажей "мир - это анекдот, который мы ежедневно рассказываем богу". 

Иной раз и вовсе кажется, что сюжет романа попал в лапы болотным лешим и "гонят" они без устали, автор их и не удерживает, куда уж там поспеть за грибными видениями оргии Головастика с ё-шаром. И читателю некогда расслабиться в попытке поймать смысл снов-метаморфоз героя в летящем, как снежный ком с горы, повествовании. 

Нет, это не сказка и не магический реализм, хотя реалий, как и странностей, там хоть отбавляй. Может, это действительно отлично рассказанный анекдот от Бога.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу