Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Сергей Морозов

Обыкновенный русский роман

Михаил Енотов
Обыкновенный русский роман

Другие книги автора

Михаил Енотов «Обыкновенный русский роман»

«Вот оно – настоящее», - подумал я, когда начал читать книгу. Искренняя интонация, простая история. Этот человек знает о чем пишет.

Оказалось - нет. Книга умерла вместе с матерью Дениса, главного героя, ведущего рассказ о своей жизни. До конца романа оставалось много, слишком много страниц. От нечего делать автор далее поведал об отце, потом перешел на Игоря и Женю, друзей, ближе которых у героя никого нет. Затем заинтересовался новыми опричниками-кромешниками, которые будут спасать Русь от всего нечистого и насаждать только благое. После возникли биографические экскурсы в историю учебы и неудачной карьеры Дениса, перемежающиеся обширными фрагментами богословского, философского и политического содержания. В поле зрения попала Церковь, Юрий Арабов, проблемы российского кинематографа и женщина с ее таинством. Мы выслушали лекцию о драме. А потом все кончилось, как в рассказе Гаршина «Трус».

В общем-то, лучше было бы заменить прочтение романа Енотова этим рассказом. У Гаршина как-то удачнее получилось. Наверное, потому что писал он один. Здесь же такое впечатление, что над «Обыкновенным русским романом», как над письмом в «Простоквашино» трудились, как минимум, трое: дядя Федор, Шарик и Матроскин. Дядя Федор отвечал только за художественную часть, ту, что шла с самого начала: внятную, убедительную, по-настоящему интересную. Увы, многие страницы книги написаны Шариком, который наполнил ее актуальной политической проблематикой (Крым, Донбасс), набившими оскомину большими русскими идеями и народно-молодежным богословием самого низкого пошиба. Матроскин контролировал философскую и просветительскую составляющую, и нельзя сказать, чтобы она была слишком уж плоха. Беда в другом, в том, что по мере продвижения по тексту от первых страниц к последним, связь этих новых житейских воззрений кота Мурра с повествованием становится все слабее.

У Енотова был шанс написать правдивую историю нашего современника, выдать на-гора ожидаемый всеми роман о современности. Более того, он отлично знал, как это сделать. «Драматическое действие – это судьбоносное действие… Без этого просто мельтешение», - поучает герой романа членов кружка любителей кино. Но много ли такого рода действий в самом романе Енотова? Из подлинных только одно – когда после разговора с одиноким отцом он решает не ехать в Донбасс. Здесь реальная развилка. Пограничная ситуация. Отец или русский мир? Все остальное: скоморошеский захват заложника с кромешниками, завладение Женей, пафосные монологи – типовое литературное вранье для наивной публики, жаждущей оперетты и героев в трико и маске, натужные попытки автора накачать чем-то эпохальным мертвое в идейном отношении произведение.

«Драма очищена от пустых будней, суеты. Герой экзистирует». Много ли чего-то подобного в самом романе, семьдесят процентов которого заполнена эхом этих самых пустых будней, бездарной, ужасающей по форме и содержанию публицистической риторикой? Енотов просто свалил в текст грубый необработанный материал. И добро бы это шло просто как фон, как голос толпы и эпохи, как лента событий, хроника. Но читателю вновь предлагают затхлую форму идеологических дискуссий, самодеятельный театр. Опять трактир и русские мальчики, обязанные по сценарию рассуждать о Боге.

Плох, впрочем, не сам факт рассуждения, а обязательность формы, превращение живого искания в пережевывание идеологем, штампов и стереотипов. Ветхие декорации трактира, в котором дискутируют о вечных вопросах, навевают скуку и отвращение.

«Я ненавидел ложь больше всего на свете. Ложь искажает Истину, которую я искал» - вновь слышим мы героя.

Но это красивые слова. Вся книга Енотова одна большая ложь, обман. Начиная уже с самого названия «Обыкновенный русский роман». Ну какой это русский роман? Это роман российский. Настоящий, ядреный, классический. Корявый, грубо слепленный (так сойдет, так схавают), неумелый до безобразия, пафосный до ужаса. Но, главное, идейно пустой.

«В нашей жизни нет места подвигу». А то мы не знали… Почему практически все современные авторы останавливаются на констатации прописных истин? Ведь истина, как учили нас в марксистской диалектике, всегда конкретна. Порхающий от Хайдеггера к русской религиозной философии Енотов уж наверняка должен знать такие тривиальные вещи.

И что это за подвиг такой? Лечь в далеком поле, смотреть мертвыми глазами в небо, превратиться в перегной для чужой пшеницы, не оставив после себя, в своей стороне, ни сына, ни дома, ни дерева?

Мысль о расхождении подвига и жизни сама по себе плохо смотрится. Это мысль человека, не додумавшего ее до конца, не отразившего ее со всей определенностью в тексте. 

Нужен ли жизни подвиг? И что такое подвиг? Кто же он, Денис - герой «обычного романа» Михаила Енотова? Святой романтик или жертва пропаганды, идей, перегнивавших последние два десятилетия и отравивших его своим трупным ядом? Болтун, пустопорожний мечтатель, или нашедший себя  «на той войне незнаменитой» человек дела? 

Ясности нет, а значит, нет и книги. Это не роман, а лишь материалы к нему. Действительно, рукопись. 

Ее еще следует привести в порядок. Что-то выкинуть. Много чего дописать. Про Женю, про Игоря, про Ольгу, про нашу безрадостную жизнь, про высокие идеалы и их осмеяние, про героев и жертв, порожденных ими. Про самого Дениса, образ которого до конца не выстроен, а соткан из ничего не говорящих пространных высказываний, отдельных мыслей и оценок. Про то, как он растет, зреет или, наоборот, теряет свое Я.  

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу