Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2017

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Сергей Морозов

С начала до конца

Ольга Аникина
С начала до конца

Другие книги автора

Ольга Аникина «С начала до конца»

В рассказе мимолетность, фрагментарность соединяется со смысловой завершенностью. Поэтому кто-то, выжимая сюжет до конца, выводит некую идею. А кто-то превращает рассказы в коллекцию настроений, ощущений, внезапных всполохов памяти, окрашенных эмоциями. Ну и там уже сам разбирай, что они для тебя значат. Так рассказ приобретает характер почти поэтический. Не рассказ, а стихотворение в прозе. «С начала до конца» сборник в таком роде, лирика там доминирует.

Тексты, вошедшие в книгу, можно разделить на несколько групп. Первая - рассказы с отчетливой биографической составляющей («Дед», «Юбка», «С начала до конца»), затем, рассказы собственно лирические («Дом», «Котенок», «Грибы») сатирические («Петров и Вологодин», «Письма Елене», «Va tutto bene»), даже мистические («Цепи Яковлева», «Смех») и наоборот, тяготеющие к бытовым зарисовкам («Ловушка», «Случайность», «Луковище»).

И везде автор чувствует себя уверенно. Не возникает привычного ощущения, что все это наметалось и набиралось по сусекам, так, для объема, высасывалось из пальца. Сборник радует отсутствием пафоса и многозначительности. Нет раздувания щек, нервов, надрыва – обычной экспрессионистской пошлятины, переполняющей современные тексты. Слава Богу, нет и политики, даже остросоциальной тематики нет, хотя этого хочется в первую очередь от современного текста. Но некоторым авторам социальная заостренность противопоказана, у них талант другого рода. Возьмись они за листовки, получится глупо, смешно, неестественно. Аникина пишет о людях. Это всегда актуально и современно. Поэтическое начало позволяет автору подмечать в жизни то многое, что упускает из виду автор документальной прозы. Дыхание летней жизни («Утро в Замкадье»), одиночество («Вечер»), хаос, абсурд окружающей нас жизни («Что со мной»), деликатные моменты человеческих отношений («Батюшка»).

Мы много говорим о нехватке произведений о современности. Так, вот, пожалуйста, здесь целый сборник рассказов о ней, живой документ нашей жизни, в котором много верно схваченных мелочей и деталей, точно обрисованных человеческих типов. Лучшим в сборнике, на мой взгляд, является рассказ «Октавия». История двух сестер – дурной, ветреной и осторожной, правильной в классическом формате «две судьбы». Какая из них лучше – поди, разберись. Две судьбы, две дороги. Одна другой не хуже.

Конечно, написано с предубеждением, что жить на приколе, по-мещански, много хуже чем носиться по волнам жизни. Потому что там, вне офисов и ипотек, - свобода и творчество, дух, который веет, где хочет, который не обременен ответственностью и условностями. Но это может быть от того, что мы глядим на происходящее с точки зрения романтических стереотипов? Кто его знает, что там про себя думает непутевая сестра? И какова на самом деле ее свободная жизнь? И под каждым ли кустом ей готов и стол, и дом? Рассказ не дает четкого ответа. Но он оставляет пространство для размышления, разговора, обсуждения. Редкое качество в современной литературе.

Сравнивая «Октавию» с другими рассказами, внезапно понимаешь, что достоинства сборника являются в то же время его недостатками. Легкость зарисовок то и дело готова обернуться элементарной недосказанностью. Многие рассказы балансируют на грани между сырым и приготовленным.

Опять же прелесть стихотворения в его точности и лаконичности. Рассказы Аникиной вроде бы стремятся к чему-то подобному, но не всегда достигают цели. Прелесть мгновения в его быстротечности и глубине, оставляющей после смутное, будоражащее тебя воспоминание. Если этот промельк, как нынче принято говорить, растягивается на 7- 8 страниц, эффект возникает противоположный.

Наконец, следует признать, что текстов в книге все-таки многовато. По мере прочтения большая часть их начинает слипаться в однородную массу. Конечно, какие-то рассказы не стираются из памяти («Батюшка», «Утро в Замкадье», «Вечер», «Что со мной», «Октавия»), но сказать, что там было в остальных, к концу книги становится уже затруднительно. Как тут следует поступить: сделать книгу меньше по объему, снабдить инструкцией с рекомендациями читать ее порционно или придать каждому из текстов более яркий неповторимый запоминающийся характер – сказать трудно. Но такая проблема читательского восприятия существует, и от нее было бы неправильно просто отмахнуться.

Впрочем, это не мешает оценить сборник, в целом, положительно. В отличие от большинства из того, что сейчас издается, его действительно можно прочесть с начала и до конца.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу