Константин Крылов

С начала до конца

Ольга Аникина
С начала до конца

Другие книги автора

Ольга Аникина «С начала до конца»

Честно сказать – я стараюсь не читать современную женскую прозу. Не потому, что страдаю мизогинией, а потому, что скучно. Половина этой прозы посвящена половому вопросу («воссоздание на письме жизнь женского тела» и т.д.), половина – гендерному (то есть «самоутверждению женщины в мужском мире» и т.п.). Есть и «третья половина» – просто хорошие тексты, но их обычно женской прозой не называют, потому что стрясти символического капитала с них затруднительно.

Книжка Аникиной хороша хотя бы тем, что это женская проза в хорошем смысле. То есть в каждой строчке чувствуется, что писала «девочка» (кавычки, кавычки, это такой образ – «девочка», и на фотке вот тоже) - но без этого вот всего. Книжка похожа на корзинку с деревенскими яблоками. Некоторые битые, некоторые кислые, некоторые совсем зелёненькие, их рано сняли, им бы вырасти. Но зато без химии, можно давать детям.

Ну то есть. Это небольшие рассказики «про жизнь». Совершенно без политики и без «социалки» вообще. Без капли юмора – смеяться особо-то не над чем. Сюжеты обычные. Старые люди, их жалко. Несчастные корёженные люди, тоскующие по красоте и добру – их тоже жалко. Люди, пытающиеся любить и быть любимыми, но при этом глупые и жестокие. Жалко их. Всех жалко. «О человек, недолог твой век и печален, и смертною болью ужален». О чём вообще большая часть литературы и понаписана. Есть немного мистики. Она не кажется чужеродной и мешает.

Оборотной стороной натуральности является банальность. Магический дом в первом рассказе пахнет корицей, ну чем же ещё. Фонари похожи на гигантские порции мороженого. Впрочем, штампы иногда уместны – когда суть текста в сюжете (в маленьком сюжетном повороте) и нужно просто заполнить пространство словами. Так-то работать с языком Аникина умеет. Например, «Письма Елене» - хорошая стилизация. Просто ей это не везде нужно. Ну то есть: особых лавров книжка, наверное, не снискает. Но, кажется, она и не затем писана. А – как выражались авторы позапрошлого века – «для утешения в минуты досуга». В этом качестве она вполне оправдывает себя.

И ещё одно предупреждение для читателя: надо читать с конца. Не с самого, а где-то начиная со «Случайности» - на мой вкус, самого удачного рассказа из всех. И потом сразу переходить к последней трети книги. Чувство такое, будто автор приберёг вкусное на третье.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу