Артем Фаустов

Патриот

Андрей Рубанов
Патриот

Другие книги автора

«Патриот»

Андрей Рубанов совсем не новичок в литературе, он, можно сказать, матёрый писатель, много лет работающий в поджанре «мужской» прозы (это я в хорошем смысле, никаких «Слепых на зоне» здесь нет, все-таки тексты Рубанова выше подобного мусора). Герой его – ни в коем разе не хлюпик, обязательно держится в форме, хорошо кушает мяско и любит запить водочкой, не чужд простых маскулинных радостей – тачки, женщины, оружие, криминал, тусовки на широкую ногу и рыбалка с корешами по заведенному ритуалу (можно даже без рыбной ловли). В общем, все то, что у людей не слишком сложной душевной организации вызывает живой радостный отклик как символ явного успеха. В лирические описания Рубанов вдаваться не горазд. Его текст прост и прямолинеен, здесь властвуют действие и диалог. Он монолитен, ведь слова скрепляет между собой чистейший тестостерон. Кое-что из прошлого творчества автора цепляло меня именно благодаря этому бескомпромиссному подходу. Яркий все же писатель Рубанов, запоминающийся.

Роман «Патриот», увы, не оставил сильных впечатлений. Совершенно очевидно, что задумка автора – показать срез времени глазами типичного российского мужчины. Мужика с баблом, разорившегося из-за собственных бизнес-авантюр, однако не желающего оставлять жизнь на широкую ногу. Кто он, герой новой книги и, соответственно, герой нашего времени по версии Рубанова? Во-первых, и безусловно – алкоголик. Причем пользующийся всеми возможностями чтобы постоянно быть за рулем пьяным. В романе это подано едва ли не как привилегия и обязанность каждого уважающего себя мужика – водить бухим. Хм. Что еще предложит нам автор в качестве примера поведения? Импульсивность и безответственность. Интересно, почему он наделяет этими качествами именно мужских персонажей? Казалось бы, должно быть наоборот.

Герой – обанкротившийся миллионер Знаев – хам, разнузданный хозяин жизни, человек с поверхностным культурным багажом, где в одном и том же чемодане скомканные валяются Стравинский, Пинк Флойд, ансамбль Сябры и певица Слава (тут, боюсь, надо уточнить, что это багаж скорее самого Рубанова, который не явно не парится на тему фильтра). Что ж, если мы говорим о срезе времени и общества, то здесь автор попал явно в точку. Именно таков средний обыватель и есть, разница только в возможностях, которые дает ступенька иерархии, на которой он, этот обыватель, стоит. Непонятно только, почему мы должны такому герою сочувствовать вслед за его создателем.

Ну и, конечно, картина была бы неполна без иных примет 2010-х. В частности – упоминаемом с завидной периодичностью словом «либерал». Как всегда, в искаженном, идеологизированном понимании, то есть для обозначения человека, который просто подвергает политическую реальность критической оценке. Также в романе много рассуждений о патриотизме, том самом, который вынесен в название. К чести автора, сам он не принимает априори никакую сторону, ни государственников, ни адептов свободы личности. И более того, наделяет героя благороднейшим пониманием того, что людей надо судить не по цвету кожи, а по поступкам. Слава космосу, хоть здесь звучит глас здравого смысла!

Наконец, всю книгу мы слышим слово «Донбасс». То самое слово, которое уже давно стыдно произносить обеим сторонам споров вокруг и около этого самого. Герой очень собирается туда поехать воевать. Совершенно иррационально всю книгу собирается. И я всю книгу (нехило затянутую, скажем прямо), очень ждал, когда же он наконец туда уедет и умрет там в конце концов уже, господи, сколько можно. Нет, так и не поехал. Сгинул по-другому, нелепо, зато романтично.

Зачем и к чему всё это было? Для меня – загадка. Какая-то пустая в итоге получилась книга, без четкой идеи, без стержня и морали. Конечно, есть несколько сильных моментов, Рубанов был бы не Рубанов, если бы не постарался закрутить пару сюжетных вихрей (закончи он, кстати, без лишней воды самоубийством героя в середине книги, было бы круче, но нет, пожалел его зачем- то, а может объем нагонял по заказу редакции). Уже читая отзывы других членов жюри, я узнал, что, оказывается, это продолжение романа «Готовься к войне» 2009 года. Что ж, это нередко бывает с сиквелами, они слабые. Самому Владимиру Сорокину явно не нужно было дописывать «Ледяную трилогию», что уж говорить про диптих о предпринимателе Знаеве.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу