Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Алексей Колобродов

Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами

Виктор Пелевин
Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами

Другие книги автора

Раб «Лампы» и социальных сетей

К середине десятых годов Виктор Олегович Пелевин стал вроде единого дня голосования. Каждую осень и в строго определенную дату. Выборы не всегда бывают в Государственную думу, как, например, были в 16-м ушедшем году,— случаются губернаторские, региональные, муниципальные. Но ведь и Пелевин в строго определенный осенний день выпускает не только романы, случаются сиквелы, сборники, а то и вовсе промежуточный жанр, как эта самая «Лампа Мафусаила». Четыре повести, вроде самостоятельных и сюжетно, и хронологически, но объединенных героями и общей метафизической подкладкой. А также всем тем, над чем писатель привычно издевается.

И как принято говорить о бессмыслице и фальшивке выборов, так хорошим тоном стало констатировать, что кабальный договор с издательством о ежегодной книге уничтожил любимого писателя Пелевина. Для нынешней книги кое-кто из критиков еще нашел добрые слова, но на общий диагноз это уже не влияет.

Пелевина уничтожил (ну хорошо, сильно ослабил, ниже портвейновой крепости) не договор с «Эксмо» о ежегодной осенней книге, но социальная сеть фейсбук.

Раньше Пелевин в одиночку работал фейсбуком (инстаграммом тоже немного), за либеральных и патриотических блогеров, атлантистов и почвенников, воспаленно-гражданственных и аполитичных, лириков и циников, и был вполне себе в поле воин.

Закономерно, что в «Лампе Мафусаила» соотношение зерен и плевел, попаданий и порожняка примерно такое же, как в нашей с вами ленте фейсбука. С по-настоящему пронзительным рассуждением об эпохе (60-е Виктор Олегович прозревает как время Второго пришествия — масоны, изолированные в ГУЛАГе на Новой Земле, достроили там Храм Соломона, и он оказался порталом между мирами) соседствует очередная гадость-версия о происхождении блатных тёрок и понятий.

Видно, совсем у Виктора Олеговича плохи дела, если я, в каждой второй рецензии на «Лампу», кажется, по счету рецензии встречаю в качестве подлинного образца иронии, афористики и аналитики такую вот фразу:

 «Девяностые вовсе не кончились. Просто раньше они происходили со всеми сразу, а теперь случаются в индивидуальном порядке». Помню, лет эдак за дюжину до нынешнего Пелевина я услышал эту констатацию в обычной пивной народного формата и тогда тоже не особенно впечатлился.

Между тем, новый недороман вовсе недурен, отчасти «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» напоминает поздние книги цикла «Волшебник изумрудного города», отчасти «Репетиции» Владимира Шарова и «Оправдание» Дмитрия Быкова. Проблема в том, что и Шаров, и Быков на фоне крайнего ПВО выглядят куда сильнее. А «Волшебник» — волшебнее.

В лучших своих романах Пелевин многим бывал обязан не прозаикам-современникам, но Ивану Бунину. Теперь от Бунина осталась строчка про «камин затоплю, буду пить» — запой героя на балконе усадьбы, а дальше счастливая бунинская идея дома грубо пародируется: дом-моя-крепость разрушаем ветрами пространств и иных времен, но напрягает даже не это, а дурная бесконечность этих разрушений под нуду и скуку соответствующих разговоров.

Впрочем, и там, в усадебных разговорах, не только щи пустые, но и жемчуг мелкий: «Российский либерал — вовсе не носитель политического (или хотя бы бытового) либерализма. Это человек, свято верящий, что миром правит всесильное жидомасонское правительство, с энтузиазмом берущий на себя функции его российского агента (как он их понимает), но при этом яростно отрицающий существование такого правительства, так как оно, по убеждению российского либерала, желает оставаться секретным».

И еще: «Но вот что пугает — над миром сгущаются тучи, и Россию, похоже, опять готовят к ее обычной жертве… Полно, а не слишком ли долго мы работаем мальчиками для жертвоприношений у этих надменных господ? Стоит ли нашей боли выкупаемый ею мир? И если наши хмурые колонны все равно обречены маршировать в Вавилонскую печь, не взять ли нам с собой всех тех, кто так бойко ее разжигает,— вместе с их песиками, поварами, яхтами и прочим инстаграмом?».

В «Лампе» Пелевин, подобно А.Д. Сахарову и Ю.В. Андропову, магистральной идеей проводит тезис о спецслужбах как единственной дееспособной силе в российском государстве и пр. Но и он, как вообще всё, как обычно у позднего Пелевина,— четкая и точная мысль немилосердно забалтывается, что его и спасает от оттока немалой части преданных читателей. Всегда есть выпивохи, предпочитающие сладкий портвешок горькой водке, а пластмассовый, MP-3, звучок, - настоящему ламповому. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу