Российская национальная премия

"Национальный бестселлер" - 2017

01.02.2017s

Работает Большое жюри премии, каждый день публикуются новые рецензии

Подробнее

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Санкт-Петербурге за лучшее, по мнению жюри премии, прозаическое произведение,
написанное на русском языке в течение календарного года.

Роман Сенчин

Люди августа

Сергей Лебедев
Люди августа

Другие книги автора

Сергей Лебедев «Люди августа»

Еще по первому изданию первой книги Сергея Лебедева «Предел забвения», прошедшему почти незамеченным, я понял, что это сильный, настоящий, писатель. Через несколько лет Лебедев подтвердил мое мнение романом «Год кометы», а теперь – «Людьми августа».

Да, писатель сильный, настоящий, но не близкий мне. Бывает такое, что уважаешь, но не любишь.

Во всех трех романах Лебедев просеивает прошлое, советское прошлое, сквозь мелкое-мелкое сито. Видимо, он пытается найти, зацепить нечто по-настоящему важное, удержать, поймать ситом некий кремень. Но прошлое утекает, утекает сквозь крошечные отверстия. Время не поймаешь, не удержишь.

Лично я, как человек, пробующий писать прозу, не представляю, как можно написать серьезный, художественный роман о том, что ты не видел сам, о времени, когда не жил. Показать людей другой эпохи. В беллетристике, наверное, можно, и я до сих пор с огромным удовольствием читаю и перечитываю увлекательные истории наших современников о событиях столетней, двухсотлетней и так далее давности. Но Сергей Лебедев пишет настоящую прозу. И его, на мой взгляд, при всей силе его таланта, постигают глубинные неудачи.

Вот, например, манера, в какой написаны «Люди августа». Это повествовательная манера. Она выбрана автором наверняка потому, что манеру описательную ему не потянуть. То, что мучает автора (а я уверен, что тема прошлого по-настоящему мучает Сергея Лебедева, это очевидно по всем трем его романам) возможно рассказать, но показать – нет. 

И это проблема не только Лебедева, но и всех, кто пытается в наши дни войти прозой в советские 20-е – 40-е годы прошлого века. Все рассказывают, а то и пересказывают, а не показывают. Словесной живописи нет в такой прозе. И, наверное, она невозможна.

Живопись осталась в «Софье Петровне» Чуковской, в рассказах Шаламова. Очевидцев и участников…

В «Людях августа» есть главный герой, наш современник. Не просто повествователь, но и очень сложный, интересный, по сути, персонаж. Но как с пролога (кстати, не только смыслово, но и стилистически перетекающего в основной текст, что явная ошибка, иначе чем пролог отличается от дальнейшего) он выбирает определенную интонацию, так и практически не меняет ее на протяжении всего произведения. И его жизненные перипетии, сложности его довольно-таки увлекательной жизни энергичного человека в реалиях «новой России» читателя мало трогают, - автор, увязнув в повествовании, никак не может переключиться на действие.

Головой я понимаю, что «Люди августа» не только качественно написанный серьезный роман (мои претензии все-таки субъективны), но и полезный: необходимо писать о прошлом, вспоминать о нем, анализировать, сравнивать с современностью. Тем более что в этом сегодня у людей огромная потребность. Недаром появилось столько публикаций об истории отдельной семьи, вынимаются из долгих ящиков, старых фанерных чемоданов дневники, письма бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек и тоже публикуются…

По сути, эту потребность и зафиксировал в своем новом романе Сергей Лебедев. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу