Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Владислав Толстов

Египетское метро

Сергей Шикера
Египетское метро

Другие книги автора

Сергей Шикера «Египетское метро»

Вообще-то он Сергей Четвертков, а Шикера, «шикер» - так в Одессе пьяниц называют. Актер, сценарист, много лет работал с Муратовой. И его лучший роман, «Выбор натуры» - тоже про кино. Вернее, про кино и Одессу. Там одному безработному режиссеру предлагают снять фильм. А в Одессе уже давно ничего не снимали, и как только режиссер туда приезжает, за ним начинают табунами ходить желающие поучаствовать в съемках, получить в нем главную роль, ну или, хотя бы, выпить на халяву. Режиссер становится самым известным, уважаемым и желанным повсюду человеком, хотя кино свое он так и не снимет, и это ясно с самого начала. «Выбор натуры» феерически смешной роман, хотя временами там как будто где-то дверцу открывают, и сквозь текст тянет такой воющей, темной, безнадежной тоской. Вот была у людей жизнь, был смысл в этой жизни, ремесло, слава, повод для гордости – и все закончилось какой-то мышиной возней.

В «Выборе натуры» действие крутилось вокруг фильма, который никогда не снимут. В «Египетском метро» - вокруг рукописи романа, который скорее всего никогда не издадут. «Выбор натуры» был смешным, по-одесски жовиальным рассказом о людях, которые сидят в полной жопе, но не унывают. В «Египетском метро» вроде и люди те же (действие происходит в Одессе), да только уже не смешно, а жутко. Одесса здесь другая, прошел год после того, как в Доме профсоюзов сожгли людей. Главный герой, некто Тягин, успешный московский журналист, приезжает в Одессу продавать квартиру, оставшуюся после смерти отца. Ну, и решить по ходу дела еще какие-то дела, сказать последнее «прости» старым друзьям – больше он сюда не вернется. В какой-то момент возникает и этот злосчастный роман, который ему сунет приятель – мол, ты там в Москве похлопочи, вдруг издадут. Рукопись куда-то засунут, будут ее искать, не найдут, плюнут и напишут роман по памяти. Только если в «Выборе натуры» эта мизансцена выглядела бы смешно, сочно, по-одесски, в «Египетском метро» читаешь и качаешь головой: что же вы так, ничего-то вам поручить нельзя, бедные вы несчастные люди. 

Мне кажется важным вот этот момент. «Египетское метро» - это как бы продолжение «Выбора натуры», но сделанное с другим настроением, другим самоощущением, другой авторской интонацией. Я пытался понять, какое чувство у меня оставляет чтение романа, и не сразу догадался – тоска, депрессия, безнадега. Это даже не печальный роман, это описание жизни людей, в чьем городе, по соседству, произошло страшное злодеяние, о котором можно не вспоминать, но все равно это меняет и авторскую оптику, и эмоциональную окраску, заливая все серым-серым цветом. «Египетское метро» - это такой растянутый на четыреста страниц репортаж из дома повешенного, где над каждым болтается невидимая веревка. 

Где-то читал, что Шикера в «Египетском метро» сатирически запечатлел целую галерею своих знакомых, известных одесских музыкантов, писателей и прочих деятелей культуры. Если так, то неинтересно: персонажи романа выглядят провинциально, говорят о каких-то неинтересных мне предметах, не было ни одного эпизода, чтобы я себе сказал – ух ты, вот он молодец (в «Выборе натуры» таких моментов полно, но он и написан, повторяю, в другую эпоху, до Дома профсоюзов). Много повторов, диалогов, воспоминаний, всякой необязательной информации. Это наводит на мысль о какой-то тайной стратегии автора — запечатлеть, зафиксировать конкретных людей, ситуации, словечки, разговоры. В Одессе «Египетского метро», оказывается, много говорят о Москве: одни туда хотят уехать, другие завидуют уехавшим (и главный герой заехал ненадолго из Москвы) – за это, конечно, тоже спасибо Шикере, будем знать. 

Но в целом стиль «Египетского метро» вызывает мысли о контузии, болезни, посттравматическом синдроме. Больной, раздраженный, потухший какой-то текст, читать который иногда физически неприятно, тягостно, тошно. Такое ощущение, будто автор старается что-то такое интересное рассказать, побалагурить, искрометно пошутить… Но только прекрасно понимает, что не получится смешно, не выйдет искрометно – слишком сильный запах гари.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу