Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2017

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Алексей Колобродов

С начала до конца

Ольга Аникина
С начала до конца

Другие книги автора

Солнце течет

На сборник малой прозы Ольги Аникиной «С начала до конца» меня просила обратить особое внимание его номинатор Юлия Беломлинская (замечательно оформившая, кстати, книжку графикой в несколько бердслианском духе, но подчеркнуто без эротических мотивов). Я внял, и оказался вознагражден, как минимум, на двух читательских уровнях.

Первый: как бы пафосно это не прозвучало, такая книжка – свидетельство глубинной и подлинной талантливости народа и поколения. Доктор и поэт Ольга Аникина, судя по ряду автобиографических деталей, мелькающих в рассказах, принадлежит, как и большинство из нас, к нынешним сорокалетним плюс, - последней полноценной советской генерации.

Такую книжку таких рассказов – про жизнь и ее случаи; отношения – родственные, дружеские, любовные; с налетом ностальгии, - города и годы, - и необременительным дыханием метафизики третьим акварельным планом – может и, наверное, должен сочинить любой человек поколения. Обремененный опытом, который кажется ему значительным, не чуждый литературе (а вот амбиции вовсе не обязательны); и, шире – художественно-интеллигентским мировосприятием.

И подобных книжек пишется немало, и некоторые из них талантливы, вот только трогательно-индивидуальная нота и настоящая оригинальность случаются редко. У Ольги Аникиной – случились.

Второй план ловится на послевкусии: чем дальше, тем отчетливей угадывается Антон Чехов. Не на новой фене, но в поменявшихся способах существования, и эти способы становятся очевиднее и крупнее, чем в жизни, при заново переосмысленной манере классика. Ровная, подчас убаюкивающая интонация, которая делает скрытую за ней страсть острее и подлиннее, феноменология обыденности, абсурд повседневности, страшноватая неизбывность чеховских многоточий…

Книжка, понятно, неровная, но вот что хотелось бы рекомендовать именно в подтверждение «чеховских мотивов»: «Петров и Вологдин», «Октавия», «Случайность», «Рояль в кустах», «Батюшка», «Вечер».

А вот чисто по-читательски очень славными и трогательными показались «детские» новеллы: «Юбка», «Золотариды», и, собственно, титульная, «С начала до конца».

А вот образцы стиля: «Я помню и сейчас: берешь в руки дыню, тяжёлую, покрытую шершавой коркой, похожую на растрескавшийся сосуд, драгоценный, древний, кладешь на землю, со всей силы размахиваешься и – по её продолговатому телу проходит дрожь, и липкий сладкий сок течет из трещины. Разъединяешь половинки, и вот уже руки, по локоть, облиты нектаром и амброзией.

Каждую половину нужно еще раз разломить, а дыньку поменьше – ту можно вообще вывернуть наизнанку, и – вот оно, ты ныряешь во влажную ароматную мякоть, зарываешься в неё лицом, глотаешь, пьёшь сок взахлёб. Медовые капли текут у тебя по лицу, по рукам, по шее, заползают на грудь под футболку, ты размазываешь их – всё равно, пусть, пусть! Это солнце течет у меня по рукам, это его я пью из осколков разбитой амфоры». («Золотариды»).

«Пошла на кухню, зачем-то ввинтила в пробку испанской бутылки штопор. Помедлила и поставила бутылку вместе с торчащим штопором обратно на полку. Налила себе чаю, прошла в комнату и включила телевизор. По телевизору шёл футбол. Одна команда на поле теснила другую. Одни футболисты были в жёлтых майках, другие в белых. Женя смотрела и не знала, за кого она болеет» («Вечер»).

В сборнике Ольги Аникиной обе манеры гармонично сочетаются.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу