Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2017

s

Работает Большое жюри премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Наташа Романова

О нем и о бабочках

Дмитрий Липскеров
О нем и о бабочках

Другие книги автора

Стоит статУя в лучах заката

Масштабный (более 400 страниц) фаллоцентричный роман, действие которого причудливо закручено вокруг сами догадайтесь чего вначале у главного героя, а в конце книги – у всего человечества. Вернее, вокруг его внезапного необъянимого исчезновения. Подобные фрустрации, когда некая часть тела добровольно покидает владельца, претендуя на самоопределение, вполне в литературных традициях и, с одной стороны, сильно расширяет повествовательные возможности, но с другой ставит перед автором сложнейшую задачу, как же в конце концов выйти из положения и разрешить интригу. Надо сказать, что автор со своей задачей блестяще справился: итог, которым книга заканчивается, заранее просчитать вряд ли возможно.


Избалованный жизнью красавец-мужчина (на любителя, конечно), у которого есть все, о чем другие даже и мечтать не могут, в интересном возрасте (50 с чем-то лет), обнаружив на своем теле пугающую пустоту, проходит все стадии эмоционального опустошения с вполне ощутимыми гормональными последствиями, которые уже никак не зависят от волеизъявления. Сделавшая ставку на автономность часть организма антропоморфна, напориста и нагла, точнее нагл, так как это точно такой же красавец, как и хозяин, только молодой. Полет авторской фантазии приводит его на печку в деревне Владимирской области, где его в виде симпатичного смурфика обнаруживает разбитная сельская школьница 13 лет, затем он практически на глазах взрослеет, увеличивается в размерах и, как говорится, разбивает ей сердце. Как впоследствии и жене главного героя Верочке, раз уж ее муж не в состоянии выполнять супружеские обязанности, впрочем, сцены плотских утех в том и в другом случае описаны без излишнего целомудрия. Является ли лишение мужественности символической расплатой за грехи молодости, читатель решит самостоятельно, но из былых шалостей центрального персонажа вырастет еще одна параллельная сюжетная линия, нисколько не уступающая основной и поддерживающая интерес читателя от начала до конца. В этой линии, в свою очередь, масса сюжетных переплетений и неожиданных парадоксов, выстроенных довольно точно – без торчащих и оборванных нитей или умертвлений автором ставшими лишних героев – все завершается, разрешается и распутывается самым наилучшим образом.


В годы молодости героя (он в романе имеет фамилию известного продюсера экс-участницы группы «Комбинация» – Иратов) одна неприятная тетка-мент родила от него сына- дебила, которого усыновила юная нянечка из ПНД, дочь северных народов по национальности. Усыновленный, едва достигнув своего олигофренического пубертата, сразу становится сожителем своей усыновительницы и одновременно отцом рожденного в этом союзе брата, который, в отличие от него, оказался гением, но учиться пошел не в университет, а в иешиву, зовут его, кстати, Иосиф Бродский.


Всяческую метафизику в романе ненавязчиво и практически за кадром, как и положено квалифицированным агентам, поддерживают представители небесного воинства, несущие свою метафизическую миссию в образах скромных алкоголиков и парикмахеров (послушание за незначительные косяки в прошлых ипостасях) и симпатичная рокировка персонажей мелкого плана вносит в книгу дополнительный бонус, поневоле заставляя оглянуться вокруг: а не из тех ли будут некоторые примелькавшиеся лица. Вообще, если честно, книгу жалко выпускать из рук, что с толстыми романами вообще редко происходит, во всяком случае, лично у меня. Автор умеет менять ракурсы на пике читательского интереса к предыдущему и никакого тебе занудства, морализаторства и пафоса, хотя иногда начинаешь путаться в побочных отпрысках альфического Иратова. Дмитрий Липскеров пишет подобные добротные, лихо закрученные и ни к чему особо не обязывающие поп-романы уже более двадцати лет, и если в прошлом десятилетии они несколько раздражали своей показательной несвязанностью с актуальной действительностью, то сейчас, на фоне обилия глобальных исторических полотен, семейных саг и реставрации советских литературных традиций такая позиция вкупе со стабильно высоким уровнем письма вызывает уважение. К концу книги дело идет к тому, что вся мужская часть человечества лишается своей преувеличенно важной части тела, что влечет за собой необратимые экономические, социальные, геополитические и прочие изменения. Но и развившейся на этом антитестостероновом фоне женской гегемонии, во многом инициированной лесбийским сообществом, тоже немного отпущено, так как миллионы устремившихся к небу красивых бабочек, вдруг в один прекрасный день одновременно вырвавшихся на волю и покинувших своих носительниц – это не что иное, как аллегория авторского, даже я бы сказала, дизайнерского варианта апокалипсиса. Хотя некоторые благостно настроенные читатели и могут соотнести лишение себе подобных гендерной составляющей к переходу в новое качество – ближе к бесполым ангелам, но, по-моему, куда более уместен был бы все-таки первый вариант как мягкий и лайтовый проект прекращения рода человеческого.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу