Елена Васильева

Улыбка Эммы

Владимир Сотников
Улыбка Эммы

Другие книги автора

"Улыбка Эммы"

Главный герой «Улыбки Эммы» пишет двухчастный роман – о себе и об отце. Композиционно две части объединяет параллелизм: например, и отец, и сын в одном и том же возрасте сталкиваются с одинаково неприятными обстоятельствами. В финале два сюжета «встречаются», и отец героя читает книгу, в которой является персонажем.

«Юность не знает зеркал и отражений», – говорит Сотников. Хотя рассказчик молод, сам роман написан уже зрелым человеком: книга задействует принцип зеркала, где одна часть отражает другую.

Я вдруг увидел эту книгу, ее первую часть об отце, вторую о сыне, — книгу об отце и сыне. Мне было даже удивительно, что я до этого не додумался раньше, не понял, что это самое важное в жизни — проявление отца в сыне, это и есть тот взгляд, который я чувствовал на себе всегда, это и есть возвращение миру рассказа о нем.

Нужно признаться: лично мне роман не понравился. Он показался скучным и затянутым при небольшом своем объеме, в нем нет азарта, да и что говорить – о том, как писатель сочиняет роман, написан не один текст. Но все эти упреки Сотников предвидел. Так, покровительница героя (видимо, самого автора, который в 1990 году в «Знамени» действительно опубликовал рассказ «Перед зимой», упоминаемый в романе), преподаватель филфака Кира Анатольевна (наверное, многие даже назовут ее фамилию), говорит ему:

— И еще я хотела вам сказать… Вы пишете о писателе — пока еще ребенке, но потом он вырастет и станет вашим главным героем. Почему-то принято считать, что нельзя писать о писателе. Почему, не знаю. Так считают наши критики. Так вот. Никого не слушайте. Не бойтесь.

И Сотников не боится – не опасается показать противоречащего собственной точке зрения рассказчика, который отрицает возможность писать о себе («потому что это не дневник»), а потом создает книгу о своей жизни. Рассказчика, который с промежутком в шестьдесят страниц произносит такие две фразы:

Конечно, я лезу на рожон. Нельзя писать о писательстве. Но в моем характере есть странная черта: я обязательно сделаю то, что промелькнуло в сознании хотя бы в качестве варианта.

Нет-нет, я не собака, не кручусь за хвостом. Не пишу о писательстве. Я хочу лишь сказать о причине появления слов.

Пусть это называется хоть «писательством», хоть «причиной появления слов» – роман Сотникова окажется неплохим подспорьем для молодых авторов. Писатель рассказывает и о недовольстве собой, и о проблемах с девушкой, и о том, чем же, в конце концов, руководствоваться при создании собственного текста. Из книги можно выделить некий свод правил начинающего писателя:
- Тебя должно быть всегда минимум двое.
- Мы уверены только в своих чувствах.
- Я понял, как надо писать — как будто переписываешь плохо написанное.
- Нельзя, нельзя рассчитывать на похвалу, нельзя ждать награды.

Повествователь ведет постоянный разговор с самим собой, задавая очень много вопросов - на 250 страниц романа приходится примерно 500 вопросительных предложений, то есть в среднем по два на страницу. Еще он часто ощущает внутреннюю пустоту, примерно раз 50 за весь роман, в среднем по одному разу на пять страниц. Так и получается, что читатель постоянно слышит задаваемые в пустоту вопросы. Ответом на них становится созданный текст.

Я казался себе пустотой объема, границы которого были в непостижимой и недоступной вышине над домом, над деревней, над облаками. Но пустота как раз и спасала меня, требуя наполнения. Под куполом этого пространства рождались во мне простые образы, которых я даже не замечал, считая, что живу в пустоте.

При этом голос рассказчика на всех 250 страницах звучит очень спокойно, несмотря на частые риторические вопросы. Сотников написал рассудительный роман, а не книгу вечно спешащего действия.

И ах да, кто же эта Эмма. Героиня первой половины романа, возлюбленная отца, которую он вспоминает всю жизнь. Она олицетворяет гармонию и счастье, данные человеку лишь раз. Во второй части, правда, метафора «улыбка Эммы» используется реже и оттого немного теряется. Сын все же не может полностью скопировать жизнь отца, однако ближе к финалу у него появляется своя Эмма. И она уже, наконец, занимает место музы.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу