Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Ната Сучкова

Время воды

Валерий Бочков
Время воды

Другие книги автора

Валерий Бочков "Время воды"

Роман Валерия Бочкова «Время воды» было бы интересно экранизировать. Во-первых, там есть все, чтобы отснять фильм-катастрофу. Негромкую катастрофу, которая начинается без апокалиптических предчувствий, буднично и даже как будто немного забавно – парикмахерша среднего возраста пережидает вселенский потоп на колокольне. Небольшой латышский городок, а с ним и, как минимум, добрая половина Европы, оказываются затопленными водами вселенского потопа. Где-то горах, в Татрах, в Альпах, возможно сохранилась жизнь, а здесь, вокруг Филимоновой, осталось лишь несколько точащих из воды верхушек деревьев, колокольня да шпиль кирхи, на которой спасается ее товарищ по несчастью (или – как посмотреть – по счастью оставаться пока в живых) латышский священник. Узнаваемые латвийские подробности делает этот апокалипсис каким-то уютно-нестрашным, до поры до времени (до акул и океанских волн) совсем не похожим на голливудские армагедонские страшилки, а почти каждый из встреченных Филимоновой на пути к спасению персонажей претендует на архетип. 

Поначалу кажется, что Филимонова застряла на своей колокольне, и мимо нее, как в известной пословице, проплывет сейчас все неважное и ненужное, что было в жизни. В ситуации потопа система ценностей (бытовая – буквально, а бытийная – фигурально) мгновенно переворачивается с ног на голову: казавшееся насущным становится не более, чем мусором, проплывающим мимо, а нужным мгновенно становится то, что никак не было сокровищем в прежней допотопной жизни. В поисках спасения в ход ищут доски, веревки, мотки лески, даже старый контрабас, из которого и строит Филимонова свой маленький плот. Но Филимонова не персонаж дзэна, она человек действия, она, конечно, не будет сидеть на колокольне, рефлексируя и созерцая. На маленьком плоту пускается она в свое большое плавание.

А дальше начинается то, что так важно для любой экранизации – экшен. И зрелища. Всего этого автор выдает нам достаточно. Тут и крокодилы с макаками из заполненного зоопарка, и немой мальчик на лодке, умело ловящий лещей на крючок, изготовленных из золотой сережки Филимоновой, и акулы, и шторма. Ну и апофеоз экшена – приключения Филимоновой на лайнере дураков, с галерей персонажей, словно только что сбежавших из психушки. Как выясняется в последствии – действительно сбежавших! Есть тут и обязательные для хорошего кино флешбэки, из которых читатель узнает практически всю филимоновскую жизнь. В общем, это действительно отличный коктейль для вполне смотрибельного кино, найдись у него дельный режиссер и некоторое количество бюджета для спецэффектов. 

Что же до прозы, то она и читабельна, и легка, и чаще забавна, чем страшна. Уж во всяком случае, читать «Время воды» было определенно не скучно. Другое дело, что задача автора облегчалась заданными им же условиями: персонажи берутся ниоткуда, уплывают в никуда, периодически смывается за борт и сама героиня, так же регулярно и закономерно впадает она в ключевые моменты в беспамятство, из которого выходит уже в новой мизансцене. А в таких условиях нет нужды особо заморачиваться – придуманная реальность создает сюжет за тебя. Рок ли властвует над героями? Бог ли ведет их утлые суденышки по бурному морю жизни? Только ли функция человек или самость? Все эти вопросы, безусловно, волнуют автора, но остаются лишь проговоренными, не прожитыми героями, не явлеными в поступке или в ситуации морального выбора. Автор словно не властен над своими героями. Плывущие по воле волн, они отданы целиком во власть стихии, где у них просто не остается ни сил, ни возможности для маневра – все делает за них она сама. Метафора ли это самой жизни, в которой нет особой разницы ждешь ли ты, когда ее смысл и суть проплывут мимо твоей условной колокольни, или плывешь на старом контрабасе по бурным волнам, и, в конечном итоге, от тебя, увы, одинаково мало что зависит? Вполне вероятно, что и так.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу