Сезон 2017 года завершен

новый сезон стартует в январе 2018

Сергей Морозов

Время воды

Валерий Бочков
Время воды

Другие книги автора

Валерий Бочков «Время воды»

Как ни упраздняют деление литературы на большую и маленькую, высокую и низкую, а оно остается. Прежде всего, в голове самого писателя. Фантасты громко кричат «фантастика – тоже литература!», потому что в душе считают, что занимаются делом постыдным и нехорошим. Ну и пыжатся, соответственно. Почему литература считается большой? Потому что там темы серьезные, а не скоморошество и «тайны мадридского двора».  «Возьму-ка и я себе тему пожирней, да понаваристей! Глядишь, тоже выйду в большие писатели!»

Что-то такое начало происходить с Валерием Бочковым. Он зачем-то решил стать Писателем с большой буквы, ворочать глобальные темы. Ну а какая самая глобальная? Понятное дело – Бог. Пиши про Бога, все подумают: «О, книжка умная. А автор-то тоже голова!». Только глупые писатели про каштанок, да мальчиков, которые едут по степи в город на учебу, рассказывают. Бытописатели, плебеи.

Таким образом, главное в книжке Бочкова - претензия, сюжет совершенно не имеет значения. Сюжет лишь предлог. Ну что там такого может быть, если на первом месте Бог? 

Однако формат рецензии требует дать какое-то представление о книге тем, кто ее в руках не держал. 

А там все просто: что-то, как всегда бывает в апокалиптических и постапокалиптических книжках, пошло не так. Не то кран забыли закрыть, не то трубу прорвало. Короче, затопило. И не только соседей этажом ниже. А все человечество. Потоп. Раскинулось море широко - и сия пучина поглотила цивилизацию в один момент. Все, или почти все умерли. Остались жулики, психи да Филимонова. Ну, и, наверное, Бог еще, если он есть, конечно. Роман состоит из перемещений Филимоновой от одной более-менее твердой поверхности к другой, ее воспоминаний и легкого самоанализа (как я дошла до жизни такой?), а также диалогов о Боге и риторических вопросов, обращенных к нему же.

Если бы Валерий Бочков писал пародию на так называемую интеллектуальную литературу, то его можно было бы поздравить. Ну да, в схематичном виде все так обычно и выглядит. Но здесь дело серьезное, здесь, типа, замах на большую литературу. Все формальные моменты соблюдены, и, может быть, потому читать не о чем. Ведь так называемая литература становится большой, не потому что авторы в ней встраиваются в какой-то содержательный канон, а потому что сами задают его, открывают новые горизонты. Ничего нового, то есть такого, ради чего стоило бы вообще открывать книгу Бочкова, я в романе не увидел. Обычный набор метаний между проклятиями в адрес Бога и его восхвалениями. Ожидаемый параллелизм между Богом и дедом Артемом из детства Филимоновой. Человечество как птенчик вывалилось из гнезда - и теперь не выживет. Лучше его сразу «того», умертвить, чтоб не мучилось.

Сформулировано четко и ясно. Но все это уже говорено, читано, слышано. И если уж повторяться, то хоть со страстностью, убежденностью и перламутровыми пуговицами.

Поворот Бочкова к большим темам – это ошибка. Хотя бы потому, что все эти темы в абстрагированном виде давно уже обкатаны, пережеваны, переработаны, переварены, и теперь, в итоге, превратились, сами понимаете во что. Жемчужины там маловероятны.

Если уж так хочется большого, то следует видеть его в малом, сторониться всякого рода мистерий. Выглядят они помпезно и архаично. Да и любой фантаст, если уж мы о них вспомнили, уделает обычного автора, взявшегося разыгрывать действие в декорациях конца света, одной левой. Писать о последних днях человечества – вообще признак второсортности, пошлости, избитости. В итоге, хотел Бочков квалифицироваться по высшему разряду, а вышло наоборот.

Представление литературного агента писателя Ирины Горюновой меньше всего отражает природу книги, да и особенности таланта Валерия Бочкова. Ее слова заставили меня вспомнить аннотацию, написанную Гарри Гаррисоном к собственной книге «Билл-герой Галактики»: «Она заставит вас посмеяться, заставит вас поплакать, заставит вас вскочить и кинуться в туалет, чтобы поблевать».

От «Времени воды» не хочется ни смеяться, ни плакать и даже блевать не хочется. «Время воды» выглядит так, как если бы я пролистал 180 чистых страниц. Единственное ощущение по его прочтении – ощущение потраченного времени. 

Я всячески поддерживаю феномен Валерия Бочкова как предзнаменование добротного мейнстрима. Нам нужны писатели, которые способны создавать хорошие крепкие истории о людях, о жизни, об интересных местах и событиях, писать книги, с которыми приятно скоротать вечер. Но «большой писатель» Бочков отечественной литературе не нужен. «Больших писателей» у нас и так много (их численность надо бы наоборот подсократить, потому что их развелось много, и они разрушают сложившуюся экосистему). А Бочков должен быть один. Со своей темой, манерой, своими книгами, а не натужными псевдоинтеллектуальными опусами про Uno Momento.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу