Владислав Толстов

Лампа Мафусаила, или Крайняя битва масонов с чекистами

Виктор Пелевин
Лампа Мафусаила, или Крайняя битва масонов с чекистами

Другие книги автора

Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или крайняя битва чекистов с масонами»

На самом-то деле это же обидно – когда про новую книгу популярного автора достаточно составить пресс-релиз из одной фразы – «вышла новая книга Виктора Пелевина». Новый роман Пелевина – и, в общем, больше можно ничего не говорить. С 2009 года, с романа “t”, Виктор Олегович выдает по роману в год, стараясь приурочить премьеру новой книги к открытию Московской книжной ярмарки. Такой режим приводит к тому, что к новой книге Пелевина не может быть претензий эстетических – человек и так работает как раб на галерах, выдаёт продукцию в срок и согласно плана (забавно, что первая глава «Лампы Мафусаила» имеет подзаголовок «производственный роман») – оставьте его в покое. Те, кто читает Пелевина последние 20 лет, и так купят его новую книгу. Те, кто перестал его по разным причинам читать, обязательно напомнят об этом в своем «Фейсбуке» («вышел новый Пелевин, но я его читать не буду»), за что будут ошельмованы поклонниками.

В новом романе есть всё, что ожидают от Пелевина как от признанного медиума российской реальности. Там есть РБК, чекисты, масоны, есть рассуждения о золоте и либералах, есть стёб над актуальными на момент создания текста «властителями дум». Я угадал Галковского, угадал, что новелла «Храмлаг» - пародия на прилепинскую «Обитель», но наверняка многое осталось за кадром. Вся беда в том, что я привык читать текст, а не расшифровывать его. В то время как читатель Пелевина открывает его книгу как священные тексты, нуждающиеся в дальнейшем толковании и комментировании, в том, чтобы объяснять неофитам, что конкретно имеется в виду под чекистами, масонами, Золотым Жуком, почему «Лампа Мафусаила», как и «Ананасная вода для Прекрасной Дамы», сделана в формате цикла коротких повестей, и как новая книга укладывается в пелевинскую авторскую космологию.

Я вот за себя скажу. Я родился, вырос и живу в России. Не участвую в фейсбучных спорах. Мало интересуюсь политикой. Редко-редко читаю популярных блогеров и еще реже – бесконечные кустарники комментариев, вырастающие под очередным «сенсационным» постом. Я читаю Пелевина только потому что когда-то, на заре туманной юности, меня поразил «Омон Ра», и «Принц Госплана», а юношеская любовь не стареет. Но читаю я его от избытка, когда более достойного ничего под рукой нет, да и как читаю – позевываю, пролистываю, зачастую – не понимаю я этих намеков и мемов, на которых густо замешаны его тексты.

И я, кажется, понимаю, в чем дело. Вот мне нравится цикл Леонида Парфенова «Намедни», где он рассказывает об отечественной истории через знаковые события определенного года – «то, без чего нас невозможно представить, еще труднее – понять». Пелевин – это тот же Парфенов о новейшей истории, но построенный не на фактах, а на мемах. Такой, своего рода, «НаМЕМни». Чтобы в них врубаться, чтобы их понимать, надо жить в том же информационном пространстве, в котором пребывают фанаты Пелевина. Увы, я не из их числа. Уже несколько лет как.

По мне, романы Пелевина – это то, что в перестройку у молодых неформалов называлось «телегами», а сейчас называется троллингом: издевательское искажение действительности, изменение масштабов, придание повседневным речам и поступкам персонажей, чьи прототипы довольно легко «считать», неожиданных объяснений и мотиваций. Хорошо ли это? Для армии фанатов Пелевина такого вопроса не существует. Это не хорошо и не плохо - это наиболее приемлемый способ взаимодействия с реальностью. Пелевин отличный писатель, несмотря на определенную «конвейерность» своего творчества, но очевидно, что он никогда не напишет ничего другого: другого от него не ждут, да и сам он, как мне кажется, несколько заигрался.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу