Сергей Морозов

Искушение

Виктор Ремизов
Искушение

Другие книги автора

Виктор Ремизов «Искушение»

Добившись некоторого премиального успеха с мужской прозой (роман «Воля вольная»), Виктор Ремизов решил, похоже, попробовать себя в женской. «Искушение» можно было бы назвать типовым женским романом, если бы не одно обстоятельство – слишком уж отдает лубком. Поэтому автору нужно было с самого начала не стесняться, а смело писать книжку в сказовой манере, чтобы получилось народнее, органичнее. Ну вот где-то так:

Сказ об умной девке Катеринке, как она в столишный град Москву съездила, добра нажила и отца от злого недуга спасла.

В некотором царстве, российском федеративном государстве, в городе Белореченске жила-была девка Катеринка, лицом пригожая, женским здоровьем не обделенная. И всем бы она была довольная, поступила бы в докторский институт и работала бы на благо родины, да приключилось с ее отцом горе-злосчастие – поломался у него об бревно позвоночник. Да и с братом Федором не все хорошо: сидит соколик в темнице, следователи, знай, срок за сроком накидывают. Да деньги с семьи отступные требуют, брюхо свое поганое никак насытить не могут. Одна мать за всех старается.

Но и ей понятно: «Сгниешь ты», - говорит, - «Катеринка, с нами. А у тебя ведь дорога длинная была». Делать нечего, надо в Москву ехать, отцу на операцию денег зарабатывать. Там денег много, как мусора. Их кому хочешь дают: кому пятьдесят тысяч в месяц, а кому и больше. Катеринка об отце сильно печалится. Умом понимает - больших денег так не достанешь. «Я бы», - говорит,- «даже голая для интернетов снималась, только чтоб лица не видно было». Ну ни дать, ни взять – Сонечка Мармеладова. Однако в Белореченске для интернетов не снимают. И поехала она с двоюродной сестрой Настеной до Ярославского вокзала.

Приезжают они. Батюшки-светы! А Москва-то вся басурманская!

Работы нет, жилья нет, люди злые. Что за жизнь! Дома помирай, здесь помирай!

А жить-то хочется. Кофий пить по ресторанам. И любви хочется, чтоб как по графу Толстому в «Анне Карениной», только без поезда.

Но беда не большая. У девки молодой капитал всегда при себе. У Настены-дуры, цена ему полушка, она его еще в школе по глупости на ветер спустила. Вот и достались ей теперь узбеки с таджиками, да азербайджанцами. А Катеринка блюла себя, греховного не помышляла. И теперь за него мужики, что наши, что бусурманские готовы чуть ли не пачки денег в огонь кидать, как Рогожин в романе Федора Достоевского. Такую силу взяла! Глянет на Катьку какой мужик – и сразу пропал. Все готов отдать за лямур с ней. На этом она и место себе нашла при ресторации и жилье какое. Глядя на все это, Настена со своим Мурадом нехорошее удумали. Мурад этот все Мопассана читал, и другие, которые его нации, наверное, тоже. Распалил их французский проказник своими книжками. Вот они охальники и удумали, как коты, катеринкиной сметанки первыми попробовать, да капиталец уже денежный на этом нажить, лишить Катеринку богатства ее девичьего.

А девица не знает ничего, хранит все. К ней уже самый главный трактирщик Москвы подваливал. «Я», - говорит, - «мадемуазель, готов вашу честь испортить. За какую сумму изволите?»

А Катеринка только потупилась и молчит. Оскорбляете, мол, Андрей, барин главный трактирщик. Тут басурмане на нее и напали. Опоили и давай насильничать. Один Олексей, божий человек, сусед по квартере заступился. Ему все и досталось, а не этим. Однако не пошло у них дело. Улетел он в заграничный город Лондон пить пиво с писателем букеровским. А она с главным трактирщиком повелась. Он ей и подарки всякие дарил. И на позорища разные водил. Даже на могилку к Бродскому съездили в Венецию вместе. Вот какая любовь закрутилась. Добрый трактирщик оказался: отцу денег на леченье от хворьбы дал. Одна беда, от сына своего отказался, да жену свою Светланку бросать не стал ради Катеринки.

«Что ж», - рассудила тут Катеринка. – «Делать нечего. Надо домой ехать». Ей тут и батюшка московский, человек святой жизни подсказывает: «Ехай домой и терпи». А терпеть долго и не пришлось. Приехал с Лондона божий человек Олексей чуть ли не прямо в Белореченск, с ним Катеринка и жить стала, трактирщиково дите растить. А Настенка с Москвы тоже с брюхом приехала мурадченка рожать. Тут тебе и мораль: кто умная, да своим добром задешево не торгует, тому и в Белореченске счастье будет. Глупым и злым же одна дорога – на рынке стоять, да одной суразенков растить.

А вообще надо всем по домам сидеть. Дома терпеть лучше будет. Басурманам и небасурманам тоже. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Воспринимается «Искушение» Ремизова только так, в таком духе. Серьезно читать этот текст невозможно. Нынче много рассуждают о взаимоотношениях романа и сериала. Так вот сериал, да еще российский, в виде романа, это просто ужасно. Книга Ремизова тому наглядное свидетельство. Глупый, неглубокий, слезливый, сентиментальный, и одновременно невероятно похабный роман, потому что крутится все в нем все по большому счету вокруг катиной вагины. Нет никакого реализма. Никакой правды жизни. И все эта денежная калькуляция (кто сколько получил, да сколько заплатил) выглядит приделанной так, искусственно, для вида. Но самое главное: противоречие между названием романа и его содержанием. Кто там чем искусился? Без пояснений автора не разберешь. Приехала девка с провинции, торганула собой, денег отцу раздобыла – вот и весь сюжет. Искушение – это обращение к внутренним каким-то состояниям и переживаниям. А их в книге Ремизова как раз и нет.

О чем этот роман? О том, что не надо ехать в Москву? Ну, так мы это со времен фильма «Карнавал» с Ириной Муравьевой знаем. Там все показано. О том, что дома лучше? Ну, так вранье это все. Не лучше. И уж Ремизов знать бы это должен. Можно было бы сделать из «Искушения» книгу об обесценивании женщины. О превращении ее в кусок мяса, в товар, в резиновую куклу. Показать, что она уже и сама не против этого, потому что человеческое достоинство ее, впрочем, как и достоинство мужчины давно уже скрылось из виду, и воспоминания не осталось. Сделать трагедию, а не мелодраму. Но, видимо, не дорос еще автор до трагедии. А может и никогда не дорастет. Все будет нам женскую прозу с мужской мешать.

Так уж получилось, что прочитал я в одно время с книгой Ремизова одноименный роман Юрия Бондарева. Вот там - да, тема искушения хорошо представлена. Ты чувствуешь это балансирование на краю, этот зов бездны. Бросайся головою вниз! А здесь, у Ремизова, нет, ничего не чувствуется. И история так себе, если даже ничего серьезного от книги не требовать. Поэтому хочется сказать, не тратьте время на ерунду. Трудно сыскать роман о современности мощнее бондаревской книги. Выйди «Искушение» Бондарева сейчас, а не 25 лет назад, точно быть бы ему сейчас национальным бестселлером. А Ремизова я бы даже домохозяйкам не рекомендовал. Пусть лучше смотрят российские сериалы по телевизору.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу