Захар Прилепин «Все, что должно разрешиться»
Можно как угодно относиться к Захару Прилепину – как к писателю, выразителю определенных идей, светскому льву или ловкому предпринимателю – но одно бесспорно: среди нынешних российских писателей Прилепин является одним из самых активно работающих. Хотя пишет он, на мой взгляд, неровно: одни его книги я перечитываю по многу раз, другие не дотягиваю до середины. В «Обители» мне нравятся последние главы, где Артем Горяинов в камере смертников троллит посаженных чекистов. В «Черной обезьяне» перечитываю восхитительные эпизоды, а о чем вся книга, даже не помню.
Читать том прилепинской литкритики я не смог, а биографию писателя Леонида Леонова для серии «ЖЗЛ» перечитываю регулярно. И так со всем его творчеством. Прилепин пишет много, активно, не ленится, он очевидно набирает мастерства, пишет все лучше. Я вот очень хотел написать о его книге короткой прозы «Семь жизней», но в конкурс «Нацбеста» не попала, вместо нее – сборник текстов в жанре военной публицистики, хроника военных действий в Донбассе.
И эта книга, на мой взгляд, обладает не только литературными достоинствами. Это феномен политической жизни современной России, это явление не только культурное, но и социальное. Это важная для нашего времени и нашего общества книга. Сейчас объясню, почему я так считаю.
В 2014 году я работал чиновником в администрации небольшого района в Тверской области. И летом к нам поехали беженцы из Донбасса. За несколько недель их приехало много – только в нашем районе разместили 400 человек. Мужчин почти не было, в основном старики, женщины с детьми. Помню, что в документах их почему-то избегали называть беженцами, писали - «лица, прибывшие из юго-восточных районов Украины». Но это были именно беженцы, кого мы хотим обмануть. Некоторые приехали в тапочках, домашних штанах, - в чем успели выскочить из горящего дома. Почти ни у кого не было зимних вещей. Многие без документов. И у всех – состояние шока, остановившиеся глаза, неспособность понять, что произошло. Еще вчера они жили в своих домах, своих семьях, а теперь оказались в одних тапочках посреди Тверской области. Когда проходил шок, они начинали рыдать – неудержимо, сутками. Им помогали как могли. Размещали, кормили, оформляли, собирали одежду. Одна женщина в своей двухкомнатной «хрущевке» поселила 11 человек, три семьи – не потому, что добрая, а потому что смотреть спокойно на этих людей было невозможно.
Я тогда впервые увидел столько людей, потерявших все. Причем это были обычные русские тетки, они говорили на русском, они ничем не отличались от наших теток, и вот это, пожалуй, сильнее всего действовало на местных. Которые старались им помочь чем угодно. Тащили одежду, продукты, учебники, зубную пасту. Одна бабка принесла ведро огурцов, у нее больше ничего не было. Потом как-то рассосалось. Кто-то из беженцев остался, кто-то уехал, кто-то переехал в другие регионы России (в Тверской области с работой не очень). Как принято говорить, «тема ушла».
Но осталось непонятным, что же там, в Донбассе, произошло. Почему столько людей сорвало с места, как там все развивалось, какие события следовали за какими? Толком узнать об этом было негде. Федеральные каналы несли какую-то чушь, в интернете сплошная истерика. Многие наши сограждане, кому не довелось столкнуться с теми же беженцами, до сих пор слабо представляют, что там происходит, в ДНР и ЛНР. Какая-то, говорят, война.
Однако теперь вышла книга Захара Прилепина, и она ответила на многие вопросы. И, конечно, она будет оставаться самой главной, самой точной и правдивой книгой об этой войне – пока кто-нибудь не напишет лучше. А что-то мне подсказывает, что лучше напишут не скоро. Вот Чехов написал «Остров Сахалин» - кто-то потом написал лучше? Или Лимонов писал книги о балканских и постсоветских войнах – после этого кто-то смог написать об этом лучше? Константин Симонов написал о боях 1941 года, миллион книг после этого написали о войне – назовите те, что лучше симоновской? Думаю, и книга Захара Прилепина долго, очень долго будет главным источником информации о том, что происходило на Донбассе в последние два с половиной года. И продолжает происходить. Когда я дочитывал книгу, по телевизору сообщили о гибели Гиви – командира ополченцев, погибшего в результате покушения. А в книге Прилепина он еще живой: «одной из первых марок, которую выпустило ведомство Виктора Яценко — министерство связи Донецкой народной республики, — была марка «Герои Новороссии Гиви и Моторола». Как в Гражданскую: чтоб человека признать героем, долго ждать не надо, герои нужны живыми».
Конечно, это больше чем просто книга в жанре военной публицистики, военно- походных очерков, «писатель на войне». Для меня это прежде всего не факт написания очередной книги писателя Прилепина, а поступок Прилепина, итогом которого стало написание книги. Прилепин собрался и поехал туда, где люди в беде. Как Чехов на Сахалин, как Лимонов в Абхазию. Это глубоко христианский поступок, вот так оторвать жопу от дивана и отправиться помогать людям, попавшим в беду. Хотя, конечно, какие-то христианские мотивы вряд ли были преобладающими в решении Прилепина поехать на Донбасс. В книге он ни о чем таком не упоминает.
Важно и то, что книга Прилепина удивительным образом составила единство с другой книгой из конкурса «Нацбеста» - «Украиной трех революций» Аглаи Топоровой. Сначала надо читать Топорову, следом – Прилепина. Тогда выстраивается картинка, хроника, какой-то связный и понятный рассказ о том, что там творится, на Украине. Единственное, что мне не понравилось – название. Я дочитал книгу и уже через пять минут путался, как она называется – «То, что должно завершиться»? «Все, что должно закончиться»? Какое-то жеманное название, учитывая энергетическую насыщенность, ярость и плотность текста под обложкой. Назвали бы «Люди Донбасса», или даже еще короче – «Донбасс». Все бы поняли.
Комментарии посетителей