Арсен Мирзаев

Автобиография Иисуса Христа

Олег Зоберн
Автобиография Иисуса Христа

Другие книги автора

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ: ЙЕСУС НАЦЕРЕТЯНИН

«Увидя, что корни лишь призраки, за которыми стоят
струны азбуки, найти единство вообще мировых языков,
построенное из единиц азбуки… »
В. Хлебников

«…все в мире состоит из слов, просто сделаны они из
разных материалов: из кости, из металла, из стекла и соляных
глыб, и судьба каждого человека зависит только от того,
насколько удачно он может сочетать те или иные вещества,
доступные ему, в поисках абсолютной материи – кода ко всем
словам, ключа к вечной жизни <…> Я вдруг с содроганием
понял, что все вокруг ритмично движется, подчиняясь
колебанию струн вселенской арфы»
О. Зоберн

О традиции, в которую каждый из критиков, пишущих о романе Олега Зоберна, встраивает эту «автобиографию» (Э. Ренан–Реза Аслан–Б. Уилсон и С. Якубович– Х. Керстен–Ф. Мориак–Амос Оз–Н. Казандзакис–М. Скорсезе–Х. Л. Борхес–Ж. Сарамаго– Энн Райс–Л. Андреев–В. Свенцицкий–М. Булгаков–о. А. Мень etc.), я писать не буду. – И без меня уже достаточно уже навстраивали…

О. Зоберн представил на суд читателей свою версию жизни Иисуса Христа. – Да, возмутительно неканоническую. Да, оскорбляющую чувства сотен тысяч (если не миллионов, но вряд ли книгу прочтут миллионы) священников РПЦ и «простых» верующих. Да, роман не выдерживает никакой критики с точки зрения знатоков Нового Завета. Да, в романе главный герой выведен возмутительным гедонистом, распущенным до предела прелюбодеем и жутким грешником. Да-да-да…

Но стоит все же задаться вопросом, для чего человеку, получившему серьезное богословское образование; успешному издателю (книжная серия «Уроки русского»); писателю, автору трех книг прозы; лауреату престижных литературных премий («Дебют», 2004; «Нос», 2016) понадобилось создавать такой роман, где все идет вразрез с каноном (6 учеников вместо 12-ти, и Иуда из них самый любимый, верный и преданный; Лазарь не возвращается к жизни, а подменяется големом, создаваемым Йесусом из глины; Магдалину Йесус-Иисус спасает, совокупляясь с ней на глазах у разъяренной толпы с камнями в руках; ну, и т. д.)? Только ли для того, чтобы шокировать и эпатировать почтеннейшую публику? – На это писатель уже ответил в своем романе, прекрасно понимая, какую реакцию вызовет его публикация: «Я учил людей радоваться жизни. Никакой скорби, никакого самоуничижения!» А в одном из интервью Зоберн свидетельствует: «В этом романе почти нет вымысла – эти подробности имели место либо в действительности, либо в воображении античных авторов. Впоследствии нетерпимая христианская традиция выжгла все, но я постарался реконструировать эпоху и личность».

Писатель, по его собственному признанию, готовился к тому, чтобы начать работу над книгой, много лет, проштудировал более 1000 источников, а, в результате, роман был создан всего лишь за три месяца.

Огромное значение в этом тексте играют буквы и слова, на что мало кто обратил внимание, хотя на протяжении всей книги это неоднократно подчеркивается. Вот, например: «Я смотрел на свою жизнь как на фрагменты текста, которые удалось очистить от всего мирского, – их можно было передвигать, дописывать и менять местами до тех пор, пока не будет создана совершеннейшая из судеб человека, и тогда (уже скоро, казалось мне!), как предрек Исайя, возвеселились бы пустыня и сухая земля…»

Книгу необходимо читать (хотя едва ли это возможно…) непредвзято, помня о том, что мы имеем дело с художественным произведением, романом, плодом вымысла талантливого автора, сочинившего альтернативную историю, дабы, «вызвав огонь на себя», расшевелить закосневшее сознание многих поколений верующих, давно позабывших – во что или в Кого они веруют.

Автор «Автобиографии…» наверняка будет проклят и предан анафеме. Его уже называют «нашим русским Салманом Рушди». Но он, кажется, не только отдает себе отчет в своих действиях, но и вполне трезво мыслит. На вопрос о том, не боится ли он осуждения РПЦ, Олег Зоберн отвечает:

«Я верующий человек и отвечаю только перед Богом, чего же мне людей бояться? Вспомним слова псалмопевца Давида: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?»

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу