Андрей Тесля

Посмотрите на меня

Павел Басинский
Посмотрите на меня

Другие книги автора

ДЕВИЧИЙ МИР: ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Павел Басинский – один из немногих отечественных мастеров документального исторического повествования, способный говорить с широкой аудиторией не упрощая свой предмет до ее понимания, но, напротив, научая смотреть и понимать, видеть то, что ранее оставалось незамеченным.

Его движение к новой книге заметно, мне представляется, уже по меньшей мере в двух предшествующих – «Святой против Льва» (2013) и «Лев в тени Льва» (2015), первая из которых была посвящена вражде Иоанна Кронштадтского со Львом Толстым, а вторая – биографии сына Льва Толстого, Льва Львовича. Оба раза в центре повествования оказывались сравнительно малоизвестные сюжеты – более того, в «Святом против Льва» ключевой фигурой стал не Толстой, но Иоанн Кронштадтский, показанный так, что делался понятен и интересен публике, весьма далекой и от церковного благочестия, и вообще с предубеждением относящейся ко всем такого рода сюжетам. Священник представал не только интересен, но логика его поведения, его мотивы и стремления делались заслуживающими уважения независимо от того, принимал или отвергал их читатель.

В обоих упомянутых ранее текстах Басинскому помогала возможность «опереться» на общеизвестную фигуру – отталкиваться от Толстого, через него подходить к читателю, побуждать его сделать первый шаг на встречу в силу «занимательности», «любопытности» сюжета: вражды со «святым нашего времени» или сложных отношений с сыном. Но Басинский вполне последовательно движется от «наличной занимательности», от повествования о тех, кто сам по себе уже вызывает интерес – от Толстого, от Горького – к тому, чтобы показывать, вскрывать занимательность сюжетов или персонажей, самих по себе неизвестных или относящихся не просто к забытому, а заслуженно забытому прошлому: «эти истории некогда были любопытны», но их время прошло.

В жизни Елизаветы Дьяконовой ровно два ярких обстоятельства – это ее известный дневник, опубликованный посмертно, и ее смерть – точнее, самоубийство. Опытный рассказчик, Басинский и то, и другое предъявляет читателю сразу – соблазняя интригой, повествованием о загадочной смерти – вновь и вновь возвращаясь к мертвой нагой девушке, найденной на уступе водопада в австрийском Тироле. Но внешняя интрига – лишь приманка. На деле разворачивается плотное и вдумчивое, построенное на материалах архива Дьяконовой, хранящегося в РГБ, повествование о мире русской образованной девушки конца XIX – первых лет XX века, о женском образовании, о том, как выглядели сценарии любви в это время, как был устроен эмоциональный мир и как он менялся. История Дьяконовой оказывается одновременно и историей одной жизни – весьма необычной, историей уникального человека – уже по одному этому заслуживающего интереса – и в то же время рассказом о русской эмансипации, о стремительных изменениях, происходивших в эти годы в русском обществе – о котором само оно знало не очень много и потому для него и оказался столь интересен и волнующ «Дневник»: поденные записи о жизни, с которой тогдашние читатели легко могли соотнести себя самих. Теперь Басинский написал замечательный комментарий к этому «Дневнику», путеводитель, позволяющий представить и понять ушедшие реалии – и тем самым вновь сделать живыми образы прошлого.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу