Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2018

14.01.2019s

Дан старт девятнадцатому сезону премии

Список номинаторов

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Анастасия Завозова

Текст

Дмитрий Глуховский
Текст

Другие книги автора

Дмитрий Глуховский. "Текст"

С одной стороны, роман Глуховского, при всей его сцепленности с настоящим, которое проносится мимо экранов наших смартфонов как какое-нибудь Бологое, читается как своего рода роман о попаданце. Ну, или, если хотите, современном Рипе Ван Винкле, который уснул на семь лет в зачарованном (в нашем случае – разочарованном) краю, а проснулся уже в совсем другой реальности, где подлинную, полнокровную жизнь постепенно вытеснил текст, менеджер-пиджин захватил человеческую речь, а эмодзи вкрались на место эмоций. И вот наш герой стоит посреди всего этого буйства текста и пытается как-то управиться с новым миром, где смартфон берет на себя роль Всевидящего Ока, чтобы разъединить всех людей и лишить их воли, а букварь и выход в интернет взяли на себя роль мифриловой кольчужки.

Илья, наш герой, буквально по сказочным законам, сточивший семь железных хлебов в тюрьме, выходит в новую реальность, убивает заточившего его туда темного властелина и забирает его всевидящее око – смартфон последней модели. Затем в течение нескольких горячечных дней он при помощи смартфона постигает мир, влюбляется, проникает в прошлое своего врага и вовсю эпистолярничает с прекрасной дамой. Его новая Элоиза, как и положено героине эпистолярного романа, слишком умна, слишком красива и слишком эльф, но такова новая реальность: вместо морока здесь фильтры для инстаграма. Роман заканчивается, как и положено настоящей сказке: главный герой, чтобы не попасть окончательно под власть злого артефакта, выбрасывает его в пропасть, а сам жертвует своей жизнью ради прекрасной дамы.

Вообще, если бы таких романов, как «Текст» у нас было бы много, как и положено вообще-то здоровой, упитанной литературе, насосавшейся до темноты предыдущей сюжетной традиции, к «Тексту» можно было предъявить кучу претензий. И сгущенный жанр разговоров с таксистом, который уже порядком поднадоел в фейсбуке, и излишняя «бурливость» стиля, который немножко ошалел от собственного обилия стилистических возможностей, и попытки совместить в одной точке крими-драму, современный комментарий и бывшенький эпистолярный сюжет сразу со всеми актантными схемами Греймаса. Но, будем честны, Глуховский в «Тексте» делает то, чего не делает у нас пока почти никто: смотрит вперед и не боится ошибаться. Конечно, «Текст» во многом сделан из того, что уже было, но было не у нас. И пока большая часть современной литературы спешно дожевывает двадцатый век, давится непрожитой травмой и раскулачивает саму себя до последней сюжетной нитки, «Текст», при всей его дичайшей смеси фантастического с сегодняшним, выглядит не просто свежим, а удивительно нужным.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу