Любовь Беляцкая

Текст

Дмитрий Глуховский
Текст

Другие книги автора

Глуховский. Текст

«Текст» выполнен очень старательно. Автор наполнил его говорящими, атомосферными метафорами. Везде-то ему чудится то сукровица, то кровь. Обстановка нагнетается с самого начала нездоровая. Сюжет придуман куда уж более на злобу дня. Молодой парень возвращается с зоны в родное Подмосковье. Сидел по 228, целых семь лет, к тому же ни за что - подкинули. Мать, не дождавшись, умирает буквально за день до его приезда. Илья напивается с горя и идёт «поговорить» с подбросившим ему наркотики молодым и успешным майором ГНК (впоследствии выяснится, что и майора-то ему дали за успешную поимку нашего «особо опасного» студента- филолога). Итак, откинувшийся Илья встречает в полуотремонтированном дворе какого-то креативного кластера пьяного Петра, отводит в сторонку и убивает. Пока справедливость, вроде бы, торжествует и ничего нас в этом акте возмездия не смущает. («Графа Монте-Кристо» в третьем классе в школе всем же дарили?) Но всё, что происходит затем, можно назвать, с одной стороны, практически римейком «Преступления и наказания» в плане мучительных переживаний Ильи («тварь ли я дрожащая или не, ну а чо?») и, с другой стороны - «Идиота» в плане раздражающе нелогичного поведения героя.
Собственно, суть сюжета «Текста» в том, что на несколько дней Илья примеряет виртуальный образ Петра через похищенный у того после смерти гаджет и забирается в его пространство, становится кибер-лжеПетром. Прочитав пару экранов переписки мёртвого врага, притвориться у Ильи получается до того правдоподобно, что родная мать не может отличить сыновий «почерк», как и любовь всей его незамысловатой (мент-карьерист, сидящий на кокаине и толкающий конфискат под крылом эфэсбэ) жизни. Нет, определённо, фишку романа ухватить несложно, да и мораль сей басни тоже прозрачна. Но как же вымученно выглядит главный герой десять раз возвращающийся на место преступления и (сюрприз-сюрприз!) на этом погоревший. Герой, который влюбляется в тонкую, ранимую и прекрасную девушку убитого майора-гада (да откуда у него такая? она же не может быть умницей, но тупой и слепой одновременно!) и заставляющий её «оставить» ребёнка. Убийца, который мирит в киберпространстве убитого с отцом и матерью. Все эти необязательные вобщем-то поступки говорят скорее о его каких-то психических отклонениях, а парень ведь подавал надежды. Последние слова книги расставляют все точки над i — определённо есть люди и тексты, от которых не остаётся ничего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу