Валентина Живаева

Кто не спрятался

Яна Вагнер
Кто не спрятался

Другие книги автора

Яна Вагнер. Кто не спрятался. История одной компании

У книги Яны Вагнер классическая завязка. Компания старинных друзей из девяти человек собирается приятно провести время в симпатичном горном отеле где-то в Восточной Европе. Но уже на второй день отдыха они оказываются отрезаны от большого мира непогодой. А потом находят и труп одной из них: Соня, актриса, убита двумя колющими ударами лыжной палки – в лёгкое и печень.

В отеле, как принято в подобных герметичных историях, исключительно свои. Да, есть ещё Оскар, смотритель из местных, прекрасно владеющий русским языком. И только он вне подозрений, несмотря на свои странности и неприязнь к «оккупантам». Про всех остальных этого сказать нельзя. Убить Соню мог каждый: она из тех, кто питается людьми, кому любовь (что бы это ни значило в каждом конкретном случае) необходима физически, а это не может не привести к драматическим коллизиям.

Допускаю, что более проницательные читатели и отгадали убийцу – со мной этого не случилось. Я была искренне удивлена и до последней страницы подозревала подвох. Что уже огромный комплимент детективу. Вызывает уважение и то, что автор ограничился одним трупом. Сомерсет Моэм, как известно, считал, что если в детективе больше двух убийств – это уже резня. Ну, а единственное убийство – это, безусловно, очень хороший тон.

Но если вы ожидаете традиционной для таких текстов атмосферы страха, постепенного нагнетания ужаса – то этого здесь нет. Это не триллер. Каждый из персонажей не столько боится стать следующей жертвой, сколько всячески оттягивает момент истины, тормозит, громоздит на пути к этой истине бесконечные слова, истерики, воспоминания, выяснения отношений с убитой, с собой и друг с другом. Надо сказать, что и читателю торопиться к развязке не хочется: все герои по-разному интересны, всех по-своему жалко (больше, чем Соню), а их истории полны точных деталей и остроумных наблюдений.

Может быть, не для всех подозреваемых одинаково тщательно прописаны возможные мотивы. Прежде всего это, на мой взгляд, относится к Ване, когда- то смешному провинциалу, а сегодня «кошельку» компании: я так и не поняла, чем покойница могла всерьёз его шантажировать. Лора, молодая ванина жена, от меня вообще ускользнула, а разные грани её образа так и не совпали. Что касается остальных персонажей, в том числе убийцы, то да, всё достаточно убедительно. Муж Тани много лет был безнадёжно в Соню влюблён, муж Лизы являлся её любовником. Маша слишком давняя, самая давняя её подруга (со всеми вытекающими), а Вадик, талантливый режиссёр с нестабильной психикой и сопутствующим алкоголизмом – слишком лакомый объект для манипуляций. Впрочем, здесь важно не столько то, у кого были самые надёжные причины для убийства, сколько то, у кого наконец не выдержали нервы. Причём это верно дважды: убийца не отступает под натиском неопровержимых улик – у него просто сдают нервы и он признаётся сам.

Конечно, как детектив книга не безупречна. Но практически все её жанровые уязвимости работают на другой сюжет. Неслучайно у романа есть уточняющее название – «История одной компании». Эти люди знают друг друга всю жизнь, связаны между собой миллионом нитей и связей, мгновениями счастья и мелкими предательствами. За эти двадцать лет они выстроили для себя немного отдельный, замкнутый мир. Или, если развить метафору, такую большую теплицу, где тепло от их дружбы, влажно от их слёз. И где всё рано или поздно приобретает неестественные размеры и ненатуральный вкус: достоинства и недостатки, привязанность, любовь, желание помочь, желание защитить. Где множатся бактерии, из невинных пятнышек растут опухоли, где не всегда понятно, кто жертва, а кто – наоборот. Они ведь уже даже не очень нравятся друг другу, но оторваться друг от друга могут, как это ни ужасно, только с кровью.

А оторваться необходимо. И в этом смысле финал романа, и неоднозначный, и где-то обескураживающий, – он очень правильный. Остаётся только надеяться, что после всего пережитого они не смогут посмотреть друг другу в глаза. Что оставят друг друга в покое, перестанут мучить друг друга любовью и займутся наконец – каждый по отдельности – своей собственной жизнью. Хочется продолжить мысль и предложить сделать это в глобальном масштабе. Дружеские компании, излюбленный формат русской жизни, слишком часто становятся вот такими парниками для амбиций и пороков, своеобразными площадками для самоутверждения, где все свои и где ты со временем должен отдавать всё больше, чтобы получать всё меньше. Мы должны отпустить друг друга, чтобы хоть что-то ещё в этой жизни успеть. Разойтись – но по-честному, всё проговорив до конца.

Оскар, умный чужак и наблюдатель драмы, говорит неприятные слова о русских. «Это маленький отель, его часто снимают целиком. Но только после русских мы заказываем не просто клининг — мы всегда заказываем ремонт. Потому что вы обязательно деретесь и ломаете мебель». И эти русские с их интеллигентными профессиями – они такие же: много пьют, дерутся, ломают мебель, прожигают скатерти, бросают грязную посуду, негигиенично выворачиваются наизнанку и вываливают содержание своих душ, терпят годами, а потом срываются со страшными последствиями для себя и окружающих. И никакого обаяния в этой хрестоматийной лихости уже нет. К счастью, эти же русские ещё способны остановиться, взяться за лопаты, расчистить снег, убрать за собой, заплатить огромную, но, наверное, справедливую цену... Не лишённая недостатков книга Яны Вагнер нравится мне вот этим трезвым, но в общем доброжелательным взглядом на соотечественников и их перспективы. Нравится искренним интересом к своим героям, вниманием к психологическим оттенкам отношений, умением создавать парадоксально-уютную атмосферу и хорошим языком. Мне кажется, это неплохие данные для того, чтобы претендовать на нишу «русской Лианы Мориарти», которая всё ещё свободна.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу