Анастасия Завозова

Вдруг охотник выбегает

Юлия Яковлева
Вдруг охотник выбегает

Другие книги автора

Юлия Яковлева. "Вдруг охотник выбегает"

Это довольно плохой детектив. Таких книг в нашей литературе должно появляться как можно больше.

Вот примерно первое, что я подумала, когда дочитала первую книгу Юлии Яковлевой из детективного сериала о приключениях (не)простого парня Васи Зайцева в сером людском супе. На дворе – недобро дышащие в спину тридцатые, регулярные зачистки и борьба за мешок картошки. Следователя Зайцева вызывают на место преступления: в коммуналке убили женщину. Усадили на фоне алой портьеры, в руку цветок воткнули. Пока начали разбираться, что к чему, зачистили и следователя Зайцева. А выпустили только потому, что нашли еще одну скульптурную композицию из трупов, да не простую, а с советским чернокожим коммунистом в основании, и так далее. Множатся «живые» картины из трупов, следователь Зайцев вынужден пройти краткий курс зарубежного буржуазного искусства и понять, как жить дальше, когда ты чужой среди своих и чужой среди чужих.

Как детектив это, увы, никуда не годится. Детектив, на самом деле – это жанр с довольно строгими и известными заранее условиями. Стоит не выполнить хотя бы парочку основных и детектив рассыпается, несмотря на любую, пусть даже самую сложную и проработанную систему подпорок. Подпорки у «Охотника», надо сказать дельные: неласковый Ленинград тридцатых, таинственное прошлое следователя Зайцева, быт и будни юной, борзой и еще пока прыщавой советской милиции, вечное соседской шарканье за стеной в коммуналках, выгороженных из пряничных барских квартир и еще не до конца умершие воспоминания о жизни до: при царе и не в сером свете. Но само расследование невыносимо зависит от совпадений и развивается, простите, по принципу «вот это поворот!» Убийца вскакивает в сюжет совершенно случайно, несколько важных зацепок от читателя спрятано, до остальных Зайцев додумывается или внезапно или еще внезапнее, мотивация убийцы туманна и так до конца толком и не объяснена, тяжелая любовь следователя Зайцева, к тому же, порядком мешает сюжету, как и положено любой любовной истории.

Как детектив – да, это никуда не годится. Точнее, не годилось бы, будь у нас такой литературы в изобилии. Но нужно признать, что на месте качественной сюжетной беллетристики у нас огромный прочерк, который изредка заполняют романы Акунина, да и тот, вон, поставил точку на месте Фандорина, потому что Эраст Петрович был уже книги три как ни жив ни мёртв. Роман Яковлевой – это попытка не прыгнуть, как у нас любят, выше головы с каким-нибудь важным высказыванием о судьбе России, а создать нормальный, читабельный роман на месте огромного белого пятна. На имеющемся историческом материале, потому что другой истории у нас для вас нет. И это очень, очень хорошее начинание. «Охотник», несмотря на все его недостатки, читается быстро и живо, история следователя Зайцева, которая, как мне кажется, и автора интересует гораздо больше расследования, и читателя в какой-то момент начинает занимать куда сильнее детектива. Герои романа – вполне живые и местами совершенно трехмерные люди, Ленинград – хоть и сер, но движется и не размазывается, а любые недостатки книги как детектива вполне искупаются динамичностью изложения. Колобок, знаете, с одного боку квадратный, но катится все равно бойко – и вполне в сторону того, что могло бы стать национальным именно что бестселлером.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу