Валентина Живаева

Мы отрываемся от земли

Марианна Ионова
Мы отрываемся от земли

Другие книги автора

Марианна Ионова. "Мы отрываемся от земли"

Книга Марианны Ионовой в сопроводительном письме названа триптихом, что предполагает не просто сборник маленьких повестей, но нечто, объединённое общей темой. Тему эту разглядеть нетрудно: все герои пытаются понять, возможно ли примирить веру в Бога и жизнь в современном мире. Ответов здесь, конечно, нет, но вопросы поставлены интересно, а разговорами и спорами о Боге, о пути к Богу «прошита» и удерживается вся книга.

Самый очевидный сюжет представлен в правой, так скажем, части триптиха. Повесть «Мы отрываемся от земли» рассказывает о недолгом романе женатого мужчины и верующей молодой женщины. Героине, одинокой и застенчивой, кажется, что такая как есть, она Богу не нужна. Любовь пробуждает её женственность, открывает новый мир, делает счастливой. Она предсказуемо откажется от любви – в тот момент, когда сама назовёт эти отношения «блудом», а следом получит более чем естественный отказ в причастии. Почему-то это становится для неё, тридцатилетней воцерковлённой женщины, потрясением. А читатель вправе, по-моему, сделать кощунственное предположение: может быть, этот опыт греха и необходим ей был главным образом для того, чтобы вызвать Его интерес и получить некое право на Его суровое внимание? Но как же это грустно, что нам больше не о чем поговорить с Господом, кроме как о том, можно ли спать с чужим мужем! Как печально, что мы снова и снова тревожим Его по такому рутинному, давно решённому в пределах данной системы ценностей вопросу.

«Песня», первая повесть книги и левая часть триптиха – текст гораздо более пёстрый и обрывочный, где истории переходят одна в другую или существуют параллельно, «прослоённые» пейзажными зарисовками и городскими сценками, вроде симпатичной встречи со стрижом. Что здесь происходит на самом деле, а что в фантазиях или повести одного из персонажей – понятно не сразу и не всегда. Мария работает в старой подмосковной усадьбе, которая на летние месяцы становится школой искусств для детей-детдомовцев: идеальное место, настоящее дело – чем не рай на земле? Но не каждой душе такой рай оказывается по силам. Другая девушка совершает долгие прогулки по московским окраинам и набережным. Еще один важный сюжет связан с прошлым странного мужчины, с которым эта, вторая, девушка сначала беседует во время своих прогулок (или только воображает, что беседует), а потом опекает в больнице. В этом прошлом тоже есть свой, уникальный путь к Богу. После драматических событий и тяжёлых травм Валентин живёт с чувством, словно он уже умер. Возможно, это делает его ближе к Богу, но в мире людей завершается, судя по всему, тотальным одиночеством.

Что касается второй повести и центральной части триптиха, «Василий-остров», она показалась самой живой, хотя она, пожалуй, меньше всего вписывается в магистральную тему. Марьяна приезжает со своим стареющим возлюбленным в деревню на Волге, где прошло его детство и где он хочет писать книгу о недавно умершем отце. Только тут Марьяна узнаёт, что у АВ, Сани, на самом деле два отца – отчим, с которым он вырос, и собственно отец, который после смерти матери забрал его в Москву и в прямом смысле поставил на ноги (до 20 лет Саня был инвалидом-колясочником). Сильный, умный, профессионально состоявшийся мужчина, АВ, однако, далёк от какой бы то ни было душевной гармонии. И прежде всего, как можно понять, потому, что он не в состоянии определиться, кто его истинный отец, кому он больше обязан, чьим сыном является и чувствует себя в большей степени. А не разобравшись с этими глубинными вещами, он не может ни реализовать собственное отцовство, ни выстроить отношения с любящей молодой женщиной. Он содрогается, когда Марьяна говорит ему, что чувствует себя собакой, которая нашла своего хозяина: похоже, такая ответственность за другого человека для него непереносима. «Я не хочу ходить», – говорит он в конце повести, который подозрительно похож на конец как таковой. Что, наверное, может означать и возвращение к началу, и отказ от отцовского дара, и капитуляцию, и то самое желание оторваться от земли навстречу иному миру – а скорее всего, всё вместе.

Образы отца и отцовства естественным образом переплетаются с основной темой книги. Одних героинь связывают особые отношения с их отцами, другие ищут отца в любимом мужчине. Мужчины изживают обиду на отцов (как это происходит с героем заглавной повести) и стараются быть лучшими отцами для своих детей. Кто-то чувствует себя прежде всего отцом, кто-то – сыном, но отношения в плоскости «Отец – Сын» важны для всех героев. И отношения с Богом приобретают очень личное напряжение, а это напряжение в свою очередь придаёт особый вкус книге, в которой есть и тонкие наблюдения, и девичья чистота интонации, и жёстко сформулированные этические парадоксы. И неожиданная, не известная туристам Москва, и Симонов монастырь, и влажные сумерки Верхневолжья... Конечно, это проза не для всех и даже не для многих. Но свой читатель у неё наверняка будет.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу