Валентина Живаева

Посмотрите на меня

Павел Басинский
Посмотрите на меня

Другие книги автора

Павел Басинский. Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой

О достоинствах книги Павла Басинского другие рецензенты сказали, кажется, всё. Ни в коем случае не буду возражать. Это умно, познавательно, расширяет представления об эпохе рубежа XIX–XX веков, о настроениях, нравах, женской участи и женском движении в России. Почему именно Елизавета Дьяконова так завладела воображением автора и стала для него своеобразным окном в ту эпоху – об этом, наверное, спрашивать глупо. Можно было бы подталкивать к нему более приятных девушек со словами «Да посмотрите вы на них!» Но, во- первых, сердцу не прикажешь. То, почему мужчина выбирает ту или иную женщину, всегда остается в известной степени загадкой даже для него самого. Во-вторых, Басинский рассказывает и о других женщинах, судьбы которых могли теоретически стать вариантами судьбы его героини. О многих из них хотелось бы узнать поподробнее (о той же Ольге Добиаш-Рождественской, с которой Дьяконова училась на Бестужевских курсах), но не всем так повезло с биографом.

И не все оставили после себя дневники. Автор то и дело оговаривается, что непонятно, всему ли можно верить из того, что Елизавета пишет в своём дневнике, особенно в его парижской части. Да и дневник ли это, собственно, в его традиционном виде или уже роман. По моим ощущениям, беллетристики в этом тексте чем дальше, тем больше. Что, конечно, не значит, что его создательница не говорит и не проговаривается в нём о себе. Читать фрагменты этого дневника, которые приведены в книге, очень грустно. Прожить 28 лет и не увидеть в этом мире ничего, кроме себя и своего несчастья. И не найти другого способа обратить на себя внимание… А если это действительно было вот такое театрализованное самоубийство (как считает Басинский) – ещё и погубить свою душу.

Автор книги во вступлении интригует читателя вопросом, на который обещает дать ответ в конце: «Почему она была голой?» Но честное слово, не надо читать книгу целиком, чтобы понять это. Потому что девушка, к великому несчастью, была нездорова – и не в том смысле, что у неё были слегка расшатаны нервы. Не буду утверждать, что подступающее безумие (и собственный ужас перед безумием) объясняет все её действия и высказывания, отношения с близкими и дальними, отчаянную борьбу за свои права, несчастливую любовь. Не объясняет, но совершенно бесспорно окрашивает. Лизу Дьяконову по- человечески очень жаль. Но лучшее, что мы могли бы для неё сделать – это помолиться и не тревожить её память.

Что уже, конечно, невозможно. Ведь она уже стала символом несостоявшегося русского феминизма, героиней романа, культурным феноменом. И кем бы она там ни была при жизни, в своём времени, а в нашем времени она выглядит вполне органично. Начиная с её спорной на тот момент красоты и худобы и заканчивая вот этой безуминкой, без которой ты сегодня вообще никому не интересен. Каждый второй (в лучшем случае) человек в соцсетях одержим, как Лиза Дьяконова 100 лет назад, этой жаждой внимания: «Посмотрите на меня!» Мы ненавидим смерть и заворожены ею, окружаем ее символами и ритуалами, думаем, что сумеем, если хорошенько постараемся, умереть красиво. Мы смотрим и смотрим на неё, не можем отвести взгляд. Может быть, потому что только в её устрашающем присутствии мы чувствуем себя живыми?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу