Олег Демидов

Петровы в гриппе и вокруг него

Алексей Сальников
Петровы в гриппе и вокруг него

Другие книги автора

ПЕТРОВЫ В ТРИПЕ

ПЕТРОВЫ В ТРИПЕ

Я могу понять, почему этот роман приглянулся редакции журнала «Волга»:
легкоусваиваемый эксперимент с языком и сюжетом – всё, как они любят. Когда иные критики настаивают на бессюжетности, они врут либо намеренно (по каким-то своим причинам), либо ненамеренно (толком не читали).
Я могу понять, почему «Петровы» приглянулись Галине Юзефович и другим компетентным обозревателям книжных новинок: когда читаешь в таких серьёзных количествах всякую макулатуру и вынужденно её рецензируешь, а тебе попадается такой необыкновенный роман – уже трудно обойти его вниманием.
Я могу понять «Редакцию Елены Шубиной»: издательство должно выпускать много прозы – хорошей и разной. И не говорите, что Сальников написал плохую книгу. Это будет не совсем правдиво.
Я могу понять простого читателя, который способен увидеть в главных героях – себя (недаром же перед нами совершенно условные и никакие Петровы), в архитектуре книги – необычное строение, в премиальной истории – интригу.
Всех их можно понять.

Но как понять серьёзных критиков и филологов?
Если бы Сальников был смелей, книга называлась бы – «Петровы в трипе и вокруг него». Он ведь с этой темой хочет поработать. Но никак не решается. Страшно. Вдруг что? Или просто опыта нет. А из головы брать – это значит врать.
К тому же у нас эта тема – психоделический опыт – несколько табуирована. Ещё не так давно – работало издательство «Ультра.Культура». Сегодня – выходят книги Уильяма Берроуза и Хантера Томпсона, полуподпольно озвучиваются американские сериалы «Во все тяжкие» и «Наркос», что-то иногда мелькает в “воздушной” поэзии и совсем уж маргинальной литературе – но глобально эта тема до сих пор не раскрыта.
Побаиваются наши писатели. Один Пелевин за всех отдувается. Да и у того все трипы приправлены нашим культурным дискурсом последних ста лет –Серебряным веком и советской литературой. Чтоб не отпугнуть массового читателя.
Вот и Сальников не решается: беда ведь в том, что «Петровы» – скучный трип, замаскированный под грипп. Так у нас делаются ремейки зарубежных хитов: вместо «Доктора Хауса» – «Доктор Рихтер», вместо «Tic, Tic, Tac» группы Carrapicho – «Мальчик хочет в Тамбов» Филиппа Киркорова, вместо «Джанки» Берроуза – «Петровы» Сальникова.

Строится роман на одном приёме, введённым в широкий оборот Виктором Шкловским, – на остранении. Сальников это особо и не скрывает. Его Петров чувствует “некую отстраненность своего сознания” (опять неловкая конспирация). Пытаясь живописать в такой замысловатой манере, автор всё время скатывается либо в банальность, либо в пошлость. Впрочем, судите сами: то у него пенсионер пристаёт к школьнице, то герои выпивают в катафалке со свежим трупом, то эти бесконечные и пустоватые философские споры на кухне.
И, конечно, все персонажи гриппуют. Всем плохо. Непонятно, бред ли – всё это вялотекущее повествование – или реальность?
Неторопливость Сальникова – тоже раздражает. В век молниеносной смены потоков информации и по несколько раз меняющейся повестки дня писать, утирая героям сопли, – это непростительная прустовщина. Понятно, конечно, что и здесь Сальников пытается создать гриппозную атмосферу. Но если у текста видны все винтики и крутящиеся колёсики, можно ли назвать оного гомункула пригодным к использованию? Может, чего-то всё-таки не хватает в этом механизме?

Однако повторюсь: «Петровы» многим нравятся и многим могут понравиться. Всё зависит от читательского опыта. Книга уже состоялась и наделала много шума. Что ейвысказывание одного критика?
Плохо ли, что Сальников – автор крепкий и серьёзный – мог написать смелее и лучше? Нет, конечно. Пусть будет так, как есть. Но и читатель у книги – пусть будет другой.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу