Ольга Погодина-Кузмина

Зачем ты пришла?

Роман Богословский
Зачем ты пришла?

Другие книги автора

ПРИШЛА. УВИДЕЛА. ПРОИГРАЛА

Часто приходится видеть, как масштабный литературный замысел оборачивается жалким плевочком. Но бывает и обратный эффект – когда незамысловатая с виду история вырастает до крупного обобщения, открывая новые темы и смыслы.

Так, новая повесть Романа Богословского, фабула которой строится на отрезке между зарождением и окончанием страстной, разрушительной любви, ценна не как история чувств, а как подробный анализ кризиса всех тех общественных установок и представлений, которые мы привыкли называть «любовные отношения».

Молодой мужчина и молодая женщина, уже состоящие в браке, имеющие детей, начинают встречаться. Они стремительно погружаются в водоворот наслаждений, ревности, лжи, предательства, взаимных упреков и претензий. Им кажется, что для полноты счастья необходимо освободиться от прежних отношений, которые утратили остроту и превратились в череду тягостных обязательств. Но, освободившись от прежних супругов и детей, соединив свои жизни и произведя на свет общего ребенка, они понимают, что снова оказались в ловушке новых, еще более тягостных обязательств, на этот раз друг перед другом. Круг замыкается, взаимное мучительство мужчины и женщины снова приводит к необходимости разрыва.

Роман Богословский – музыкант, журналист, поэтому в книге есть и рок-н-ролл, и пара поминаний о наркотиках, и много секса. Но это скорее фон, на котором разворачивается важная рефлективная работа читателя, который следит за судьбой главного героя с условно-безликой фамилией Сергеев. Вектор этой рефлексии задан в названии книги: «Зачем ты пришла?».

Вот главный контрапункт конфликта полов. Женщина приходит и ловит мужчину на секс, как охотник на приманку. Она – инициатор этих отношений, она вытряхивает мужчину из привычной жизни, провоцирует на действия, последствия которых вполне предсказуемы.

«Как это тревожно — меня везет на машине девушка. Почему не наоборот? Эй, успокойся, в тебе и так всего много, так много, что скоро повалится, польется через край, куда тебе еще девушек возить? Вообще тогда сверхчеловек какой-то будешь, так не бывает. Ты вот ей спой что-нибудь, расскажи о тайных обществах древности, поговори с ней о философии, покажи себя. А она пусть баранку крутит (…)».

Так размышляет герой, ничем не примечательный рекламный работник в отделении банка, неудавшийся музыкант, преисполненный сознания собственной ценности только потому, что он – мужчина. Чем же он смог зацепить эту самостоятельную, красивую, успешную женщину? А вот именно этой пассивностью, нерешительностью, готовностью быть ведомым. Женщине кажется, что таким мужчиной легко управлять. Достаточно привязать его к себе, и можно будет и дальше заставлять его делать то, что тебе хочется.

Системная ошибка заключается в том, что пассивность и управляемость современного мужчины всегда устремлена вниз, к дешевым удовольствиям, к лежанию на диване с баклажкой пива, но никогда – вверх, к успеху или ответственности. Да, пассивный мужчина управляем, но обратной этой покорности является полное нежелание участвовать в конкурентной борьбе – за свое место в жизни, за женщину, за своих детей.

Сергееву противопоставлен муж героини, который пытается реализовать привычный, патриархальный уклад семейных отношений.

«Мы не виделись два дня, а на третий ты приехала ко мне в банк в конце рабочего дня. Приехала злая, заплаканная. Я не хотел тебя видеть, но сам не заметил, как оказался в этой твоей машинке. Ты с ходу стала рассказывать, прерываясь на всхлипы, что муж не убирает дома, что молчит по три дня, что хочет на завтрак, обед и ужин разные блюда, а ты ведь работаешь, тебе некогда. Ты говорила, что он ходит из комнаты в комнату, злой, в напряге. Тебе неприятно, когда он пьет чай. Тебе плохо, когда он включает телевизор. Ты убегаешь в спальню и закрываешься там с дочерью, когда он пытается обнять тебя. Дочь — спасение. Он не посмеет, когда дочь рядом. Ты не знаешь, как прожила с ним пять лет под одной крышей».

И тут обозначена одна из самых серьезных проблем сегодняшнего времени. Женщина устает в одиночку нести груз многочисленных обязательств, которые взваливает на нее общество. Ведь к обязательствам, доставшимся в наследство от патриархального общества – обслуживание мужчины, ведение хозяйства, воспитание детей – прибавились и новые. Сегодня женщина работает наравне с мужчиной, «тянет дом», а вдобавок несет «повинность красоты» - вынуждена прилагать немалое количество сил для того, чтобы выглядеть ухоженной, привлекательной, достойной внимания.

Ответ на вопрос «зачем ты пришла?» содержится именно здесь, в этом нелогичном устройстве отношений мужчина-женщина. В бессознательном поиске женщиной равноправных, взаимоуважительных отношений.

К сожалению, попытка героини сменить мужчину требовательного, но деятельного, на мужчину пассивного и управляемого оборачивается еще более глубоким кризисом. Потому что в новых отношениях женщине приходится брать на себя все новые, еще более тягостные обязательства.

И мы понимаем обоснованность претензий героя в конце истории, когда он пытается достучаться, докричаться до своей любимой-ненавидимой партнерши, обвиняя в жизненном крахе именно ее

«Ты шептала, что всегда хочешь нереального: вершин, которые не удастся покорить, людей, которые никогда не захотят с тобой быть. Каждый день, просыпаясь, ты стараешься любить жизнь, но каждое утро попадаешь прямиком в душненький личный адок. В нем тесно, одиноко и лживо. Тебе всегда страшно. Ты боишься людей, облаков и машин. Тебе обидно быть просто удобным вариантом или вместилищем для мужских инструментов. Ты уверена, что любить тебя не за что, так зачем ты пришла? Но ты говорила и говорила, словно пришла ко мне на сеанс психоанализа. Ты говорила, что бываешь воплощением зла. Что мне до этого? И именно потому, что боишься — влезут к тебе под кожу и наследят там. Ты боишься, что люди станут для тебя важными, но уйдут, когда им станет неудобно. Единственное, чего ты не боишься, — это одиночество. Но оно у тебя давно уже поперек пяток встало, тебе хочется выдрать его вместе с кусками мяса. Каждый твой поступок сопровождается таким количеством стеснения и паники, что только раскаты безумия позволяют не заикаться и более или менее жить на свете. А что я? Все то же могу тебе сказать и я. Какая жизнь, такие раны. Оставленные дети. Потраченные деньги».

История, описанная Богословским, настолько типичная, что не может не вызывать главного вопроса. А не пора ли нам, дамы и господа, пересмотреть свой взгляд на те самые «отношения», которые из одного упрямства продолжают окружать романтическим ореолом? Как долго мы будем навязывать все новым поколениям эту нежизнеспособную стратегию, заставляя питать иллюзии, крушение которых заводит миллионы людей в жизненный тупик? Не пора ли становится прагматичными индивидуалистами, отказавшись от бестолковых душевных смут и негигиеничного секса на заднем сидении машины? Может быть, одиночество – не такая уж страшная вещь, особенно в сравнении с омерзительным каннибализмом «традиционного брака»?

Пора, конечно, скажет человек зрелый. Но будет очень печально, когда с ним согласится и человек молодой, в котором бурление крови и жажда жизни побеждает все доводы рассудка. Ведь ценны и полезны только собственные ошибки; учиться на чужих получается только у самых нудных особей.

Подводя итог, хочу поблагодарить Вадима Левенталя, который предложил эту книгу читателю как редактор своей «книжной полки». Думаю, в том, что стиль Богословского стал более зрелым и объемным, есть и заслуга редактора Аглаи Топоровой.

Новая книга Романа Богословского получилась интересной, убедительной по части психологии характеров и взаимоотношений. Но, конечно, за все эти размышления и неоднозначность выводов, следует поблагодарить автора. Мы наблюдаем становление интересного писателя, который, как можно предположить, еще заставит говорить о себе.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу