Елена Одинокова

Пиджак из под картошки

Рома Сит
Пиджак из под картошки

Другие книги автора

Рома Сит. «Пиджак из-под картошки».

Засев за чтение монастырского дневника Дарьи Верясовой и уже собравшись писать о простой жизни, которая является достойной альтернативой оргиям креаклов, рецензент отвлекся на дневниковые же записи рэпера, которого номинировала Наталья Романова. И номинировала, надо сказать, не зря. Во-первых, это концептуально. Автор ведет нарочито дебильное повествование в духе американских мультиков для взрослых, насыщенное матом и неплохим, с моей точки зрения, юмором. Во-вторых, здесь более-менее симпатичный герой – во всяком случае, пока он вспоминает свои детские годы.

Если бы Дениска из рассказов Драгунского появился на свет после развала СССР, кто знает, матерился бы он? Если бы Пруст родился в семье российского автослесаря и продавщицы, был бы повествователь в его романах столь умиротворенным и лиричным? Если бы Бодхидхарма ушел не на Восток, а на Запад и примерил треники «абибас», кто отнесся бы серьезно к его учению?

Если старшие товарищи Ромы еще помнят, что такое традиции, гордость за свою страну, общечеловеческие ценности и пр., и пр., то Рома принадлежит к поколению, которое считает, что:
а) Первостепенно важно - пометить территорию, обозначить себя, свое место вот тут, свою значимость. Потому что ты молодой, креативный, отдыхаешь за границей.
б) Необходимо высказывать свое мнение по любому поводу, и это мнение всегда ценное. Например, ты прочел роман Достоевского или купил на «Али» новые кеды. Надо сделать отчет.
в) Тебе все должны, особенно пенсионеры, чиновники, президент, писаки, селебрити и прочее старичье.
г) Ничьему опыту нельзя верить, главное, что ты «до всего доходишь сам», особенно когда в этом нет необходимости и все уже пройдено и сказано до тебя.

Чтобы выбраться из дерьма российской действительности, обязательно нужны новые ощущения и переезды с места на место. Однако, ментальное дерьмо юный и креативный товарищ носит в себе и оставляет повсюду, где побывал, причем желательно не в макдаках, а в пятизвездочных отелях, где до него испражнялся сам Джонни Депп. Обязательно нужно наложить новые метки поверх старых, см. пункт а.

Это само по себе не хорошо и не плохо. Ты не пометил – другие пометят, да так, что потом дышать не сможешь. Нет ничего плохого в эгоцентризме. Нет ничего плохого в свободе слова. В конце концов, советская эпоха давно ушла. Нет ничего плохого в отказе молиться на авторитеты. Однако, везде должен быть какой-то твердый критерий оценки. В Википедии, к примеру, это критерий значимости. Пробежимся по тексту и попробуем отыскать эту значимость.

Поскольку гонзо-критег такой же долбо… вырос на тех же мультиках, что и автор, проза Сита не вызывает у критега явного отторжения. Юный герой этих мемуаров, плоть от плоти Дениски, Бивиса и Картмана, умиляется виду живого негра на улице, мечтает стать героем компьютерной игры, разглядывает наклейку с голой бабой. Взрослый автор сетует, что порнухи в инторнетах стало слишком много, а потому ощущения уже не те, обнимашки не кажутся такими особенными. Подсказываю: для особо острых ощущений есть хентай, запрещенный Уголовным Кодексом Российской Федерации. Немного хентая – и вы уже, как Лимонов, строчите новые волнующие
мемуары на крытке.

Далее автор много размышляет о творчестве. Любой четкий рэпер, смотревший «Топ гир» и пивший крафтовое пиво, однажды выдает такой пассаж:

Но если я буду писать хуевые стихи, я могу рассчитывать на звание поэта, даже если мои стихи будут такими же маленькими и сморщенными. Это очень удручающая ситуация. Если вы видите, как человек хуево поет песни или пишет плохие стихи, обязательно скажите ему об этом. Не питайте в нем никаких иллюзий. Иначе все эти пидоры проникаются тем, что они — талантливые и сложные натуры, и начинают, блять, считать себя лучше остальных, как будто вся красота мира только им и открыта, а остальные бродят во тьме невежества. Либо пусть учатся прежде всего понимать то, что делают, изучают подробно вопрос, а затем делают хорошо, либо пусть не засирают мозги своей хуйней. Призываю вас, будьте честными.

Мужик, все верно сказал, ёба! Сам он, канешна, тоже пытается засрать мозги читателям и членам жюри, но делает это как-то более няшно и изящно, чем его коллеги. Это не хуйня, а хуйняшечка. Он извиняется за то, что это может быть не совсем литературно. Говорит:

«Я ни на что особо не претендую». Ну, такой обычный блоггер с нашего двора, толстоватый добряк, который делает реверансы публике и пытается заняться фитнесом, да все никак не займется. Честно говоря, лучше бы автор продолжил наворачивать воспоминания детства, однако, он решительно выпускает из рук штанину Драгунского и отправляется на ирландские аттракционы с пивом, вином, джазом и #сольнанашейкоже. Концептуальность куда-то исчезла, появились обычные дневниковые записи и пафосные размышления обо всем понемногу. Из текста поперли артхаус, Бродский, #какяпровеллето. Вскоре автор уже почувствовал, как «начал стареть». Ему «стало скучно», русская хандра понемногу овладела этим онегиным, стриженным в барбершопе.

Далее афтар ненадолго вернулся в юные годы и поведал, как был ролевиком. У критега появилась надежда, что хоббит сейчас запрыгнет в электричку и поедет биться с орками текстолитовым мечом. Но нет, этот фродо сразу вырос и поперся в аймакс на Питера Джексона. И ему не понравилось – снова хандра овладела. Он-то думал, Толкин волшебным образом вернет ему экзистенциальную радость, поможет вернуться в детство и в теплый ламповый нарратив. Однако, за этим следуют снова #какяпровеллето #базаримспрограммистом #какаятохуйняпрорэпилитературу #подорогекамстердамуяживапокаещежива.

Далее автор высирается в честь Дня России машиной навоза «от Путина» для бабуленьки, что ожидаемо в дискурсе #небыдла (см пункт в). Далее снова #фапаюнабап #моиценныемыслипрорэппрозуиартхаус (см. пункт б). Всего, что знал еще Евгений в модных конверсах, пересказать мне недосуг. Автор еще долго #бухал, #пердолилбаб, рассуждал о рэпе и политике, посещал литературные чтения. Как обычный блоггер из Этой Страны. Кончилось тем, что он обманул питерскую зимнюю депрессию и поехал куда-то под пальмы печатать вот этот блог.

Я, представитель населения Этой Страны, у которого нет зимой денег на отдых под пальмами, вместе с #запутинцами и #ватнобыдлом решительно осуждаю такое мажорство. ЧСВ автора выпирает значительно дальше его живота, широк русский блоггер, надо бы сузить монтировками за гаражами. Наверное, Сит и сам уже догадался, что блог и бестселлер – это немного разные феномены современной культуры. Автор, в общем-то, неплохой человек, но типичный представитель среды рэперов-блоггеров вроде Эльдара Джарахова. Он умеет не вглубь, а вширь. Систематизировать материал, выстраивать какие-то структуры, отслеживать преемственность, вводить символы, разрабатывать образы он не хочет. Кидать идеи он может, но заставить их «работать» в тексте – нет. Драматизма там не видать, одни «баттлы». Представитель «старичья» или какой-нибудь Минаев из «поколения пепси» непременно задал бы ему вопрос: «А где там духовность?» Отвечу вопросом на вопрос: «А зачем?» Может, оно и слава Б-гу, что новое поколение не рефлексирует, не терзается неустранимыми внутренними противоречиями, не режет Настасью Филипповну?

Хотя… Совсем недавно юный программист Артем изнасиловал и задушил свою подругу Таню. Мог же просто пить пиво и «пердолить баб», как Рома Сит, а не разыгрывать трагедии! У поколения сэлфи тоже бывают драмы, рефлексия, вот это все. Но если «прокачанные» старые мазохисты к этому готовы, то прогрессивная молодежь после погружения на дно непростой духовной жизни помирает от кессонной болезни.

Блог есть блог, ему свойственны разрозненность, отсутствие сквозного сюжета, ярких постоянных персонажей. Это мысли, зарисовки. Ничего нового, прогрессивного и значимого в этой книге нет. Однако, читать было довольно приятно. Могу даже сказать, что эта книга улучшает настроение. Так что живите на здоровье, Рома, и не забивайте себе мозги всякой достоевщиной. Ведите блоги, радуйте себя почаще, не заглядывайте в бездну, не сидите среди «сопливых стен».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу