Российская национальная премия

"Национальный бестселлер" - 2018

s

Идет работа Большого жюри

Подробнее

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Санкт-Петербурге за лучшее, по мнению жюри премии, прозаическое произведение,
написанное на русском языке в течение календарного года.

Елена Одинокова

Автопортрет с устрицей в кармане

Роман Шмараков
Автопортрет с устрицей в кармане

Другие книги автора

Роман Шмараков "Автопортрет с устрицей в кармане"

Романа Шмаракова я хочу отметить особо, во-первых, за отсутствие в тексте синдрома Тарковского-Вирасетакуна, во-вторых, за его владение стилем (хотя в правке роман все же нуждается). Это совершенный тип «кабинетного» писателя, который от скуки за две недели может деконструировать Овидия на 500 страниц и перемешать его с Джойсом, да так, что родная мать не разберет, куда и зачем. Либо написать рассказ, ключом к которому будет какой-нибудь труд по фольклористике. Лучшими друзьями Шмаракова, как и Бренера, являются мертвые авторы. Прозу Шмаракова необходимо читать пословно, притом стараясь не забыть содержание предыдущего абзаца. В идеале нужно, чтобы Бренер и Шмараков рецензировали друг друга, это стало бы настоящим культурным событием. Собственно, как и книга Бренера, этот роман – о любви автора к искусству, прежде всего к литературе и живописи. Но если у Бренера эта любовь экстатическая, проникающая, то у Шмаракова – холодная платоническая любовь исследователя.

Перед нами не то чтобы бестселлер, а деконструкция «бестселлеров» прошлого. Вы спросите: зачем? Я отвечу: вероятно, затем, что автору, как и некоторым читателям, противна российская действительность, и это был лучший способ абстрагироваться от нее. Не важно, чему «учит» эта книга, и учит ли, и нужно ли беспрестанно поучать кого-то руками при помощи клавиатуры. Но она (книга) определенно помогает думать о чем-то кроме повышения цен, внешней политики Дональда Трампа, добычи полезных ископаемых в Республике Коми и поножовщины в соседнем подъезде. Возможно, некоторые читатели хотят погрузиться в альтернативную реальность из «Отеля Бертрам» и «Убийства в доме викария», а там оказаться внутри картины, в монастырской библиотеке из рассказа персонажа с этой картины, в парижской опере, в мастерской художника и пр.  Конечно, творчеством Агаты Кристи это не ограничится, так или иначе мы узнаем и других известных британских авторов, и некоторых античных, а заодно и Стаута с его «Смертью Цезаря», и даже мадмуазель де Скюдери, которая появится в тексте лично, осеняя своей благодатью этот образец прециозной литературы, перемешанной с английским детективом. Собственно, в расшифровке культурных кодов и будет состоять счастье внимательного читателя.

Роман написан с отменным юмором, но этот юмор оценят не все.

Коротко о сюжете: «Очень милые стишки, — сказала Алиса задумчиво, — но понять их не так-то легко. (Знаешь, ей даже самой себе не хотелось признаться, что она ничего не поняла.) — Наводят на всякие мысли — хоть я и не знаю, на какие… Одно ясно: кто-то кого-то здесь убил… А, впрочем, может и нет…»

Особенно рекомендую эту книгу любителям Дэвида Линча, Питера Гринуэя, Стивена Фрая, П. Г. Вудхауса и Умберто Эко. Правда, без «современного перевода и комментариев для детей и идиотов» дожить до последней страницы будет трудновато. Но я верю, что у вас, дорогие читатели, все получится.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу