Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2018

s

16 апреля будет объявлен Короткий список премии

читать рецензии

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Олег Демидов

Стален

Юрий Буйда
Стален

Другие книги автора

СТАЛЕНА НА ВАС НЕТ!..

Новый роман Юрия Буйды – это своеобразное “письмо к соседу-филологу”. Текст напичкан всем, чем только можно. Радоваться этой искусной головоломке – сложно.

Попробуем объяснить – почему.

В аннотации сказано: «… в горячей эмали одного жанра запекаются цветными вкраплениями примеси жанров других». Уже на этом этапе раздражает язык (а он таковой не только в аннотации, но и в самом тексте): “эмаль одного жанра”, “запекаются примеси других жанров” – такое ощущение, будто автор объелся книжных корешков. Но идём дальше: «… редкий в русской прозе плутовской роман обретает у автора и черты романа воспитания, и мета-романа, и мемуарно-биографической прозы». Сразу ясно: очередная постмодернистская игра – уже порядком поднадоевшая. Разберёмся с жанром. Это, конечно, не один из вышеперечисленных, а самый обыкновенный филологический роман, который как раз и предполагает пляску на костяных страницах классики.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, ненадолго обратимся к нашим литературоведам. Ольга Ладохина писала:

«Литературный процесс XX века ознаменован появлением новых “синтетических жанров” и жанровых форм, одной из которых стал жанр филологического романа <…> Одной из тенденций развития романа в XX веке можно назвать повышенный интерес к проблеме становления творческой личности, в рамках которой появились произведения с главным героем-филологом, что нашло отражение в романах «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина (Некрылов), «Пушкинский Дом» А. Битова (Лева Одоевцев), «Роман с языком» Вл. Новикова (Языков) и др.»

Так и Буйда выстраивает своего «Сталена».

Тут и метаданные из Ильфа и Петрова, вот – из Искандера, вот – абсолютно фольклорная байка, вот – сорокинская копрофилия, вот, собственно, главный герой – писатель Стален Игруев – названный так замысловато, не потому что в его имени соединились Сталин и Ленин, а потому что родители – Станислав и Елена (тут уже Василий Аксёнов нервно хихикает с облака). Буйда, наверное, свято уверен, что всё это очень смешно – измерение члена с помощью спичек, обосравшийся герой, шуточки, которые отпускают второстепенные герои. Нет, это пошлость, дурость и ничего кроме. Но это не самое страшное.

Главный недостаток всей этой авантюры Буйды – намеренная искусственность. Нелепая деревянная поделка, которая стремится превратиться не в “живого мальчика”, как это установлено природой и культурой, а исключительно – в “буратино”. Как тут не вспомнить уже крылатое Мартиновское выражение: что мертво умереть не может. Когда авторская фишка (приём, особенность, уникальность – как удобней) – маячки для филологов – становится навязчивой и частой, это отвращает от текста. У Юрия Буйды это происходит буквально с первой сотни страниц.

Расчёт писателя – на “умного” читателя. Все маячки заметны. Для тех, кто не в состоянии заметить, – настолько простой, глуповатый (он же плутовской) сюжет, что внимание не должно бы будет развеяться. Возможно даже, что “простой” читатель примет «Сталена» с восторгом. Все компоненты “бестселлера” здесь есть. Провинциальный литератор пытается покорить Москву. (К слову провинциал- эротоман куда сложней и любопытней расписан Алексеем Ивановым в романе «Блуда и МУДО»). Временной охват – от Сталина до наших дней. По мере освоения хроноса и топоса возникают метаданные из характерных для этого хронотопа культурных текстов. Всё в принципе предсказуемо, а от этого утомительно.

Когда то и дело автор (метафорически) кричит со страниц своей книги: «Сталена на вас нет!..» – то есть ешьте ещё и ещё это “деревянного мальчика” – это очень и очень раздражает.
Игра в классики не удалась.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу