Ольга Погодина-Кузмина

Письма из горящего дома

Валентина Назарова
Письма из горящего дома

Другие книги автора

ТРУ ДЕТЕКТИВ

Серж — рядовой программист, в анамнезе имеет душевную травму — гибель жены в автокатастрофе. В попытке преодолеть затяжную депрессию он часами просиживает за компьютерной игрой типа «страйка». Партнер по игре под псевдоними Трон намекает на то, что где-то раздобыл террабайт секретных данных, за которыми охотятся некие опасные люди. Разумеется, через несколько дней, решив развиртуализироваться со своим заочным другом, Серж находит в спальне окочернелое тело. В комнате работает телевизор, мы слышим диалог из фильма «Матрица». Рассказывать дальше? Но вы и так знаете продолжение. Разумеется, герой начинает расследовать загадочное убийство, он вынужден скрываться, его жизнь в опасности.

«Просто я влип во что-то, сам не знаю во что. Они были у меня дома, люди, которые убили Илая. Они думают, что я что-то знаю, что он успел мне что-то рассказать, дать им то, что они ищут. А ты… ты – единственный ключ ко всему этому, Лиза».

Разумеется, герой встречает беззащитную девушку (Лиза), которая может стать очередной жертвой преступников и, разумеется, влюбляется в нее. Как вы уже догадались, новая пассия героя не так беззащитна и безобидна, как ему представлялось.
Само собой, в ходе расследования герою помогает случайнй приятель, у которого дядя случайно работает в полиции, предоставляя посторонним людям доступ к секретным досье.
Разумеется, к разгадке ведет русский след.
«Лиза, я думаю, все это как-то связано со смертью Риты Петровой».
«Я ничего не понимаю… - шепчет она, почти что падая мне в руки. – Рита поскользнулась в ванной».
Героев преследуют. Кто? И здесь ничего нового.
«- По лицам понял. Они – славяне.
- Почему так решил?
- У славян однотипные лица: носы кортошкой, скулы, бесцветные глаза. Видел одного – видел всех, я их легко узнаю».

Так же легко в этой книге даже неискушеный читатель узнает все давно заезженные детективные штампы. Перенос финансовых махинаций из биржевой, допустим, сферы в область компьютерных технологий и «стартапов» не меняет дела. И замена рок- звезды на хакера, известного в узких кругах, лишь демонстрирует те же яйца, только в профиль.

Напомню, что Валентина Назарова дебютировала в длинном списке «Нацбеста-2016» с детективным сюжетом из английской жизни. Действие второго романа, озаглавленного «Письма из горящего дома», тоже начинается в Англии, продолжается в Париже и Барселоне, завершается в Лондоне. И, невзирая на добрые советы, которые давали автору благосклонные критики, во втором романе только усугубляются все те недостатки, которыми был отмечен в общем-то яркий деюбт.

Назарова продолжительное время жила и училась в Англии и читателю, как мне кажется, был бы интересен этот житейский опыт. Но молодая писательница выбрала протоптанную тропку, где и так уже не протолкаться от многописучих мастеров и мастериц детектива, начиная с Агаты Кристи и Чейза и заканчивая Энн Грэнджер и Кейт Аткинсон. Главная странность текстов тридцатилетней Валентины Назаровой, на мой взгляд, состоит в том, что они читаются как переводные бульварные детективы, написанные как раз лет 20-30 назад.
Герои вроде бы русские, но никакого национального своеобразия, никакого следа пребывания в иной социальной и языковой среде они не демонстрируют. Тема загадочных убийств в Лондоне не раскрыта. С иронией и юмором в этом детективе полный швах, если не принимать как пророческую шутку нижеследующий пассаж:
«Я не верю в божественную природу человеческой души и, уж тем более, я не верю в любовь. Есть химические реакции в мозгу, и только».

Ну и разумеется, вся эта каша заварена ради в меру непредсказуемого финала.

Автор не учитывает одного — если на протяжении книги не удалось слепить сколько- нибудь убедительных героев и хоть в какой-то мере оригинальную историю, до последних страниц, где разрешается вопрос о том, кто, как и зачем кого-то убил, читатель, убитый скукой, может и не доползти.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу