Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Васильева

Центр тяжести

Алексей Поляринов
Центр тяжести

Другие книги автора

Алексей Поляринов "Центр тяжести"

Самое плохое в книге Алексея Поляринова «Центр тяжести» – это аннотация. Позволю себе привести ее полностью:

«Роман Алексея Поляринова напоминает сложную систему озер. В нем и киберпанк, и величественные конструкции Дэвида Митчелла, и Борхес, и Дэвид Фостер Уоллес... Но его герои — молодые журналист, хакер и художница — живут в Москве и сопротивляются наступлению дивного нового мира. И защищают центр тяжести — свой, своих семей и своей родины — как умеют».

Из этого текста вообще неясно, что у романа, например, есть сюжет. Аннотация становится понятной только после того, как книга дочитана, – это, конечно, провал. К счастью, в нем не стоит винить самого Алексея Поляринова.

В остальном же книга хорошая.

Сначала мы знакомимся с маленьким Петро Портным, его мамой, папой и братом Егором. Затем – с Александром Греком, другом Петро: Грек подбивает Портного выполнить нетривиальную задачу – найти пропавшее озеро. Через некоторое время мы встречаем Петро и Грека уже в университете: они делают газету и противостоят цензуре. Затем Портной продолжает заниматься журналистикой, Грек куда-то пропадает, а вот незаметный поначалу младший брат Петро оказывается классным хакером, и его вербуют спецслужбы. Нарастающее идеологическое противостояние между братьями заканчивается тем, что один спасает другого. Но и это еще не все: выясняется, что у Петро и Егора есть сводная сестра Марина. Она связана с арт-группировкой, занявшейся перфомансами по книге, которую когда-то давно написала мать Петро и Егора, – и в самом финале романа Марина доводит свой главный перфоманс до конца. На протяжении всей книги автор рифмует жизни непохожих друг на друга людей, поднимая вопрос: что же такое на самом деле семья – близость душ? готовность прийти на помощь? или вечное испытание?

 «Центр тяжести» напоминает сборник рассказов: тут есть вставные новеллы – про путешествие камней, про колесо решений, про Бертольда Брехта (не того Бертольда Брехта) – которые стремятся не столько дополнить повествование, сколько перетянуть внимание на себя. Они уводят роман в совсем другие времена и страны, и вернуться к основным героям бывает непросто – а понять, как эти новеллы встраиваются в основной сюжет, придется сильно позже. Сюжетные линии, связанные с Петро, Егором и Мариной, тоже все время норовят уйти в самостоятельную плоскость. Поляринов заигрывается с дробностью текста, заигрывается с рассказчиками: текст начинается как перволичное повествование, но спустя 150 страниц становится ясно, что повествователей тут несколько.

Поляринов увлечен не только многоголосием рассказчиков и большим количеством сюжетных линий, но и деталями. Автор как будто ходит по художественному миру своего романа и раскладывает: сюда мы положим кусочек берлинской стены, а сюда – фото кистей рук, и расставим акценты. Здесь мы оставим неловкий привет Дэвиду Фостеру Уоллесу, а здесь – Донне Тартт.

«Так началась моя студенческая жизнь. И да, я, честно говоря, ожидал, что это будет точь-в-точь как в “Тайной истории” Донны Тартт: я встречу группу таинственных и очень красивых молодых людей — специалистов по древним языкам, и покорю их своими “выдающимися лингвистическими способностями”, и быстро стану своим, а потом... ну, потом мы убьем Банни и всю оставшуюся жизнь будем скрывать следы преступления и страдать. Много и красиво страдать».

Но роман, повторюсь, хороший. Во второй раз это может прозвучать как издевка, но нет, это не так. Честно.

Кого-то, правда, может утомить постоянно всплывающий информационный фон. Здесь и тотальная слежка Минобороны, и внешняя разведка ручкой машет, и двойники президента подмигивают из-за угла. Есть герой, который участвовал в военных действиях в Сирии. Есть художница-лесбиянка. Есть даже стена вдоль западной границы страны! Вернее, ее пока только строят.

«На экране: счастливые граждане держат в руках свои именные кирпичи. Все поколения, от мала до велика. У старика в руках кирпич с профилем Владимира Ленина. “Стена — это шанс для каждого из нас стать частью истории! — говорит он в камеру. — Кто я такой? Просто маленький человек. Но теперь мой личный кирпич ляжет в основу Великой Русской стены, а это значит, что я творю историю”».

Но я не устану говорить, что роман отличный. И нет, это все еще не шутка. Пусть он несовершенен и в чем-то наивен. Смиримся с тем, что недостатков в нем примерно столько же, сколько и достоинств. Это рациональный взгляд. Но я все же буду эмоциональной и скажу, что это, во-первых, увлекательная книжка. А во-вторых, очень молодая. И чувствуется, что автору еще хочется что-то разрушить, сломать, наплевать на каноны – да, прямо скажем, вообще чего-то хочется.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу