Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Васильева

Раунд

Анна Немзер
Раунд

Другие книги автора

Анна Немзер "Раунд"

Дисклеймер: книгу Анны Немзер я прочла еще летом и тогда же старательно ее похвалила – ну очень мне понравился «Раунд». Теперь, спустя полгода, можно и поругать.

Егор Михайлов из «Афиши» хорошо охарактеризовал этот роман: «выставка достижений народного хозяйства». Так хорошо, что лучше не перепридумать. Известие о том, что в «Редакции Елены Шубиной» вышел роман о трансгендерном мужчине и рэп-баттлах, моментально облетело страницы всех сайтов о литературе и спустя буквально две недели навязло у всех в зубах. Умение запихнуть в любой разговор что-нибудь из сегодняшней сводки новостей – это журналистская черта, а Анна Немзер журналист. Перенасыщенность романа «Раунд» элементами инфополя налицо – хотя ни один из них как будто и не использован в буквальном смысле. Если задействуется история про «чеченских геев», то в тексте речь пойдет об «античеченском митинге» и «чеченском следе». Если будет отсылка к фигуре Петра Павленского (вот уж отсылка ради отсылки) – то фамилии его никто не назовет. Что, какой Павленский? Вы сами это сказали.

«— Петя твой… мудак великий… акционизм на злобу дня, чтоб все поняли, что царь плохой и бояре плохие… Это ж простой расклад такой: кто на актуальность работает, тот в вечности вряд ли задержится. Закон физики. И тут пофигу, это современное или Сумароков. А он этого вообще не сечет. Без него, значит, никто не понял, что в стране происходит. Он нам глаза, что ль, раскрыл? Ну камон. Это, знаешь…

— Ну что? Ну давай скажи!

— Да ну ничего, мания величия это. Самая тупая мания величия. Самого дурного пошиба».

Здесь очень хочется сказать, что никому этот роман не будет интересен в перспективе от года до ста лет, потому что, мол, слишком много реалий. «Кто на актуальность работает, тот в вечности вряд ли задержится». Но, как говорит Лотман в одной из своих лекций, «когда мы читаем Пушкина и Грибоедова, мы очень многого не понимаем, потому что эти произведения писаны во многом к единомышленникам». Вот и у Немзер то же самое. А Пушкина и Грибоедова читаем вроде как до сих пор.

Ну вот, хотела поругать, а выходит только оправдывать.

Еще есть выражение «я надену все лучшее сразу». Так у Немзер получилось с сюжетом. У нее было несколько любовных линий, парочка знакомых между собой предков главных героев, один знаменитый режиссер – не то чтобы это был необходимый набор для того, чтобы написать роман…  Ну вы поняли. Плюс время как будто бы и не настоящее, не сию минуту, а начало 2019 года (роман, напомню, вышел в середине 2018). Дальше действие рывком переносится в тот год, когда молодые герои уже седые. Сюжет в «Раунде» вообще только схемой рисовать, он явно идет от головы, а не от сердца. Если первые совпадения имеют характер сенсаций – что? он сын этого? а она дочь того? а ее бабушка вон с тем? – то к концу книги подобное ощущение напрочь исчезает. Подумаешь, и этого посадили. Ну кто бы сомневался, что эти две встретятся, иначе и быть не могло.

«Я совсем мало знала про всю эту историю, долго не соотносила Тами с Ниной, потом свела концы с концами, не понимала, знакомы они или нет, — оказалось, что они никогда не встречались. Так никогда и не встретились. Когда мы стали организовывать в Берлине эту конференцию — этика, медиа, работа с прошлым, далее везде, — я поняла, что мне надо позвать их обеих. И что я хочу, чтобы они поговорили. Не знаю, кто дал мне право демиуржить. Я не понимала, как они могут не увидеться».

Заголовок романа, если вдруг кто не понял, отсылает к рэп-баттлам. Но есть и подзаголовок: «Оптический роман». На первой странице стоит также издательское название серии – «Роман поколения». Как будто чем больше ярлычков на товаре, тем лучше, словно производители одежды покусали издателей. Но мой вопрос к роману – о том, зачем нужно было прикручивать эту оптику. Любой нормальный читатель и так знает – или хотя бы чувствует – теорию точек зрения. Что более объемная картинка возникнет, если мы узнаем историю от лица разных героев. А тут нас тычут носом в эту оптику: названия глав – никому не понятные термины, герой - физик-оптик, еще один персонаж слепнет, да тут и композиция еще.

Композиция – это, пожалуй, лучшее, что было придумано. Она работает так, чтобы в финале читатель «прозрел», чтобы увидел наконец цельную картину. В симбиозе со строением текста – его язык, смоделированная разговорная речь. Все 14 глав романа – это беседы, приемы у психиатра, допросы, монологи и внутренние монологи. Получается, никаких наносных смыслов. Мы всегда видим, кто и что говорит. Из первых уст, так сказать. Тоже, кстати, профдеформация.

Во многом «Раунд» Немзер напоминает «Центр тяжести» Поляринова. Разговоры, ближайшее будущее, ориентация на сегодняшнюю повестку. Оба романа хорошие, но не блестящие, причем, имея желание, недостатков в них можно найти столько же, сколько и достоинств (а то и больше). Оба написаны в большей степени для единомышленников, так что «национальными» их можно назвать с натяжкой. В оба сюжета заложена эмиграция. Так и хочется процитировать: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу