Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

аккредитоваться

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Дмитрий Ольшанский

Реконструкция

Антон Секисов
Реконструкция

Другие книги автора

Антон Секисов "Реконструкция"

Начну сразу с главного. К сожалению, эта книга не получилась. 

Что хотел сделать автор Секисов?

По моему скромному мнению, он хотел совместить бытовую лирическую комедию с триллером. Скрестить, если угодно, Вуди Аллена со Стивеном Кингом. Очень сложная задача.

«Реконструкция» - это, с одной стороны, история тридцатилетного московского неудачника, который пытается быть стенд-ап комиком, делит квартиру с похоронным агентом, невзаимно влюбляется, рефлексирует, etc. - но, с другой стороны, это история какого-то таинственного заговора, преследования героя историческими реконструкторами и постоянно всплывающим в тексте «великаном», история про страхи, нападения, отрезанную собачью голову и много еще чего в том же жанре.

Не вышло, к несчастью, ни Вуди Аллена, ни Стивена Кинга.

История о тридцатилетнем московском лузерстве, одиночестве и стенд-ап комедии — чтобы быть интересной - должна быть очень бодрой и очень смешной. А тут она тянется достаточно вяло и с некоторой, что ли, литературной зевотой. Ты нигде не улыбаешься и ничему не удивляешься, казалось бы, Секисов мог бы распределить по тексту достаточное количество, как сейчас принято говорить, панчей, но — они отсутствуют. 

С триллером все еще печальнее. Вообще, почему-то так выходит, что в рамках русской литературной традиции как следует напугать читателя, создать напряжение и призвать на его голову кошмар — невероятно трудно (может быть, потому что сама наша жизнь предполагает реалистичность любого кошмара, вот он и не воспринимается как «зловещая оборотная сторона бытия», но это замечание в сторону). Но в данном случае это совсем не выходит: все ужасы дежурны, проговариваются так, словно бы автор много-много раз диктует свой адрес в службу такси — и ты совершенно не переживаешь по поводу только что прочитанного, так, лениво листаешь. Ну, отрезанная собачья голова. Хорошо.

Ну и самое важное.

И самое неприятное — то, о чем, тем не менее, нужно сказать.

Писатель — это его язык. Роман — это конструкция не только и не столько сюжетная или идейная, но — языковая. 

«Реконструкция» же написана так, словно бы ее записали на диктофон, остановили на улице какого-то человека и быстренько записали его устную речь. 

Кажется, что эта книга была написана за пару недель, да и то — с изрядными перерывами на выпить и отдохнуть. 

И если язык большого хорошего романа — это архитектура, то здесь, увы, построен сарай.

Так получилось, что я знаю автора. И он — человек симпатичный. 

И мне хочется сказать ему: вы уж не сердитесь, Антон, но зачем вам сарай? 

Пройдитесь по городу, сколько прекрасных зданий, - вдруг и вы можете так же, если задумаетесь и соберетесь?

Надеюсь и жду. 

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу