Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Александр Филиппов-Чехов

Белые на фоне черного леса

Елена Минкина-Тайчер
Белые на фоне черного леса

Другие книги автора

Back in the Сасово

в годы моего студенчества был такой мировой проект — антимульты. про PR-контору. и один был «Сасово», когда пиарщица Фина отправляется в родное Сасово (про СасОво она там сама шутит в конце, так что можно не разоряться). это такая милая деревня, где она проводит прэлэстный уик-енд. отъезд сопровождается монологом бабушки, которая — на автомате и до бесконечности— рассказывает всякие новости из жизни поселения в духе «АвотзабортосовсемсломалсяниктонепоможетстаройейаИвантопетровичсовсемприсмерти лежитхотьоднародастьчтоусоседейвоттелочкаотелиласьхотьженщинепорадоватьсяподстаростьотславабогуивовкавонвпрошломгодупомер…» etc. Фина от неловкости сует бабушке 2 тыщи и сваливает. финальный кадр: деревенские черно-белые мертвецы стоят и бормочут про смерть и горести. это я к чему. к тому, что ничего сильнее этого простенького мульта на заданную тему сказать сложновато.

к какому направлению отнести книгу писательницы Елены Минкиной-Тайчер (ах, эти двойные фамилии, поубивал бы)? ничто в тексте и в издании не сообщает нам жанра этого повествования, так что я так и не понял, чего это передо мной такое-то. скорее всего, к реалистическому? может, к фантастическому? но разве таких или почти таких историй не бывает? бывают, бывают, конечно, да еще и не такие! более того, сама писательница на своей странице в социальной сети фейсбук (а я предпочитаю явления комплексно воспринимать) в ответ на первые разгромные рецензии настоятельно рекомендует критикам «смотреть правде в глаза». я заглянул. «С чем бы их сравнить? Вот вы были в уборной на станции Лобня? Там, на страшной глубине, в отверстии, плещется жижа. Вот какие это глаза». но я бы отнес эту книгу к направлению псевдо-реалистическому, которое щедро представлено в русскоязычной (но не русской) литературе явлением Светлансанной Алексиевич. почему псевдореалистическому (напомню, это мы допустили, что все описанное — святая правда, записанная со слов героев)? потому что это лажа. от первой буквы до последней. и это легко доказать элементарный синтаксическим разбором предложений. все разнообразие синтаксических конструкций (а это один из главных маркеров индивидуальной речи) не превышает количества пальцев на одной руке. «рассказчиков» в книге несколько, но говорят они совершенно одинаково, и нет, это не какой-то специфический калужский синтаксис, это просто безыскусная речь автора. а чтобы ее «оживить» используются все избитые приемы, просторечия, повторы и всякое такое. а матерок? а вот и он! но люди так не говорят, извините. ну не говорят они так.

а вот если это плод литературной работы автора, тогда что? тогда это просто пошлость. что мы ценим в книгах о нелегкой судьбе русского человека (с любыми корнями, тут отдельный разговор, но коллеги по жюри уже написали об этом)? ну, то, что нам сообщат нечто новое, например. что сообщает нам нового книга Елены? ни-че-го.

«алидкатосгореланедавнокурилнаверноктонитьивитькаутоналасергейиванычтосовсемвлесупропалимарфунапрошлойнеделесхоронилиотравиласьдевкачемтонезнамочемпетрсовсемспятилвсюсемьюсвоютопоромзарубилисамповесилсяапомнишькузьмутопомнишьзатобойбегалвшколеубилиегонедавно…»

отдельно скажу про типографское воплощение книжки, хотя это к премии отношения не имеет: я думал, так книжки не издают уже лет 20. и книг уже таких (а это ведь продолжение традиции и интонации Алексиевич, Рубиной, Токаревой, Хемлин) лет 20 не пишут. книга вышла в издательстве «Время» в серии «Самое время». самоиронично.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу