Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

аккредитоваться

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Алексей Колобродов

Субботняя свеча в Ираке, или Операция

Рина Гонсалес Гальего
Субботняя свеча в Ираке, или Операция "Микки Маус"

Другие книги автора

Бурим пустыню

Как справедливо отметил коллега Владислав Толстов, «Субботняя свеча в Ираке, или Операция “Микки Маус”» Рины Гонсалес Гальего - совершенно экзотическая вещь не только для «Нацбеста»-19, но и для всей нашей литературы. Сборник рассказов о войне США в Ираке, с отчетливо пропагандистским эффектом (возможно, автором не осознаваемым; в каждой второй вещице – проклятия нехорошему Саддаму, в каждой первой – умилительно-безапеляционная демонстрация американских ценностей), написанная ветераном тех иракских дел, военнослужащей-женщиной, да еще и армейским адвокатом, на русском языке и вышедшая в продвинутом питерском «Лимбус Прессе». Бинго; и сам по себе занимательный сюжет.

Два предисловия – Полины Таль-Мельцер и мужа Рины, писателя, известного в России – Рубена Давида Госалеса Гальего – пацифистские и патетические, не без самоподзавода – настраивают читателя на волну «У войны не женское лицо» или, скажем, «А зори здесь тихие». Однако на самом деле отечественные аналоги сборника Рины Гонсалес – по форме, да и содержанию, в котором антивоенный феминизм, да и вообще пацифизм особо даже и не намечены, – не менее почтенны – «Солдатские сказки» Саши Черного и «Партизанские рассказы» Михаила Зощенко. Впрочем, у классиков, помимо простоты и занимательности, были, разумеется, сказ, ирония, виртуозность, здесь же в простоте нет ничего еретического – всё даже не просто, а простецки, и на полном серьёзе. Тот микс слащавости, сентиментальности и деловитости, который свойственен не столько книжке «Субботняя свеча в Ираке», сколько американской массовой культуре вообще. Если и попадаются симпатичные двусмысленности, то где-то в пограничьях культур: «Не отрывая глаз от мечети, Ингрэм машинально чистил апельсин»(титульный рассказ «Операция “Микки Маус”).

Есть, впрочем, и другое влиятельное направление прозы о женщине на войне, представленное, скажем, романом Михаила Кононова «Голая пионерка», в свое время изданном в том же «Лимбусе». Но в плане фронтовой эротики книжка Рины совершенно стерильна, разве что в рассказе «Большая стирка» мелькают свежевыстиранные разноцветные трусики из каталога Victoria’s Secret, впрочем, многообещающе начинавшаяся сцена завершается чтением Священного Писания. Тут необходимо сказать, что заданный в предисловиях женский мотив – вообще если не ложный, то и не ключевой – в рассказах равноправно действуют герои обоих полов, Рину именуют «настоящей феминисткой», но соответствующий дискурс угадывается разве в подтексте, и, пожалуй, одним читательским произволом. Ну да, мужчины чаще льют кровь, а женщины – слезы, но так бывало не только в Ираке, на момент операции «Буря в пустыне»…

Впрочем, книжка по-своему любопытна в плане страноведения – и речь подчас не о войне и не об Ираке – так, мы узнаем, что в глухих уголках мормонского штата Юта до сих пор сохраняется многоженство («Большая ошибка»); женщины-солдатки в американских городках (не военнослужащие, а жёны военных), когда не прочь завести любовника, выставляют на балкон метлу и швабру – прямо-таки шолоховская деталь («Метла и швабра»). Да и вообще, что мы, русские литературоцентристы, знали о буднях военной юстиции – ну разве что из фронтовой биографии и стихов Бориса Слуцкого – а тут вкратце присутствует весь практикум адвокатуры во фронтовых условиях. Весьма познавательно.

Вообще, рассуждая рационально и цинично, такие книжки – на стыке военной журналистики и прозы, сиюминутной мемуаристики  и незатейливой пропаганды, должны сопровождать всякий военный конфликт большого государства. Это не национальные бестселлеры, конечно, но необходимая прививка от «национального позора» - вспомним Афганистан и первую чеченскую.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу