Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Воденников в прозе

Дмитрий Воденников
Воденников в прозе

Другие книги автора

Четырнадцатое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга!

У меня с поэзией как-то не очень. Мне вот в блог «Читатель Толстов» часто присылают стихи, я трусливо не отвечаю – нечего сказать. В освоении новых поэтических вершин я застрял где-то на Бродском, и мне там, в общем, неплохо. Зато у поэта Дмитрия Воденникова, книга которого попала в конкурс «Нацбеста», аж восемь стихотворных сборников, гордо сообщается в аннотации. А я даже не знаю такого поэта, не читал.

Зато я хорошо представляю, что такое «проза поэта»! В конкурсе «Нацбеста» подобные книги появляются нередко. Вот, скажем, московский поэт Лев Рубинштейн регулярно собирает свои колонки под одной обложкой и издает сборники. Или его коллега по поэтическому цеху Сергей Гандлевский в 90-е написал «Трепанацию черепа», одну из моих любимейших книг. То есть «проза поэта» - явление знакомое, понятное, открывай да читай.

Ну что, открываю, читаю. Книга «Воденников в прозе» состоит из колонок, которые автор писал для разных изданий. Колонки разнесены по трем разделам – «Воденников в стране», «Воденников в любви», «Воденников в себе».

Колонки – жанр, в общем, понятный. Есть обязательства перед редакцией, есть дедлайн, будь добр, вынь да положь в нужный срок очередной текст. Не у всех получается. И «сборники колонок» демонстрируют это весьма наглядно. Вот, скажем, колонка под названием «Поколение «П». В объеме 4775 знаков (с пробелами) упоминаются: Пушкин, Маяковский, Ходасевич, Блок, снова Пушкин, Толстой, Шекспир, снова Толстой, Путин, Пугачева, писатель Захар Прилепин (ему походя автор отвешивает пендель), писательница Татьяна Толстая (ей походя автор отпускает комплимент), потом снова Пушкин, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Андрей Белый, и опять Ходасевич. Потом еще Никита Михалков и Елена Соловей. Я перечитал колонку дважды. Я не понял в ней ничего. Я не понял, что Дмитрий Воденников хотел мне, читателю, сказать. Кроме того, что упомянул десяток фамилий в тексте объемом в одну страницу. Получилось совсем как в известном рассказе Аверченко «Апполон»: «Мне понравилась эта замысловатость. Когда я издам книгу своих рассказов под названием «Скрежет», то на обложке попрошу нарисовать барышню, входящую в здание зубоврачебных курсов...».

Мне не понравилась эта замысловатость. Колонки в разделе «Воденников в стране», как и колонки в разделе «Воденников в себе» по большей части оставили меня равнодушным. По мне, они оторваны от какой-то реальной общественно-политической повестки. Хотя допускаю, что некие события становились импульсами, побудившими поэта Дмитрия Воденникова написать очередную колонку. Как пишет сам Дмитрий, «все время рассказываю вам истории. За это мне и платят. Как коту. Я, как кот, и рассказываю. Пойду налево — сказка. Пойду направо — быль. Скоро цепь златая кончится, упаду я с дуба (рухну, так сказать), даже не вспомните обо мне».

Правда, истории эти… ну, как Вам сказать, Оля… Они, на мой скромный взгляд, чересчур витиеватые, замысловатые, они причудливо устроены, они наполнены упоминаниями деятелей культуры из различных эпох, они тщательно выделаны и инкрустированы цитатами из стихов, и даже целыми стихами. Я во время чтения почему-то представлял себе поэта Воденникова (которого не имею чести лично знать), как он в процессе их написания принимает пластические позы, меняет тембр голоса, впадает в творческий транс… У меня сложилось впечатление, что слушатель и собеседник автору не очень-то и нужен. Возможно, это ложное впечатление. Возможно, я просто такой тупой и понять мне не дано. Не буду отрицать.

Хотя раздел «Воденников в любви» мне понравился. Наверно, потому, что здесь не надо ничего придумывать, не надо ничего изображать, достаточно просто рассказывать о чувствах. Да и что это за поэт, который не может интересно рассказать о любви? Вот тексты из этого раздела мне были понятны. В отличие от. Всего Вам хорошего, Оля.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу