Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Центр тяжести

Алексей Поляринов
Центр тяжести

Другие книги автора

Двадцать первое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга! Не знаю, успели ли Вы прочесть роман Алексея Поляринова «Центр тяжести», но не слышать об этом человеке не могли. Алексей – вернее, то, что он делает – вызывает у меня глубочайшее уважение. Он известен прежде всего как популяризатор творчества Дэвида Фостера Уоллеса и переводчик его мегаромана «Бесконечная шутка». «Шутку» я еще не читал, но в свое время прочел в переводе Поляринова эссе Уоллеса «Посмотри на омаров!», и это потрясающий текст, я открыл для себя Уоллеса. А сейчас читаю книгу критических эссе Поляринова «Почти два килограмма слов» - и это тоже отличная книга. Мне нравится то, что делает Алексей Поляринов в популяризации лучших образцов западной прозы в России, нравится, как он это делает (кстати, его новое эссе о романе «Кровавый меридиан» на «Горьком» не пропустите). Это важная миссия, и замечательно, что Алексей взял ее на себя.

И его дебютный роман «Центр тяжести» я бы назвал одним из самых заметных дебютов в отечественной прозе. Роман написан с удивительным техническим мастерством. Продуманные сюжетные линии, всякие приемчики, придающие повествованию глубину и объем. Например, когда каждый герой словно рассказывает свою историю, а другие действующие лица ее комментируют, создается такая модель общения и обсуждения в социальных сетях, это сделано ловко, качественно, восхищает. Есть автобиографические линии, есть фантастика, все подкручено, настроено и отрегулировано так, что повествование разгоняется с самого начала и не заметишь, как полкниги уже позади. Да и просто интересно после многочисленных критических текстов Поляринова посмотреть, как он делает собственную прозу, используя лучшие наработки из арсенала современных классиков. И это и фантастика, и роман воспитания, и еще изящно вплетены некоторые другие жанры. Нет, с точки зрения мастерства «Центр тяжести» безусловно, один из самых интересных романов, написанных молодым автором. Тем более сам Алексей в Фейсбуке сообщает, что писал роман с 2011 года, постоянно переделывал, дополнял, придумывал новые фишечки. Такой труд.

Вот только написан он…как бы это сказать…я поскольку читатель-то с опытом, подмечаю, что писался он прежде всего с целью убедить, что автор-то писать умеет – может, даже лучше многих. Я в этом убедился, и еще раз повторю, что «Центр тяжести», наверно, самый интересный дебют в российской прозе. Только я когда его читал, все время вспоминал. У нас в армии был парень, никто не помнил, как его зовут, потому что все его звали «Потрогай широчайшую». Он не вылезал из качалки, все время пыхтел на тренажерах, зато потом ходил и ко всем приставал – «потрогай, какая у меня широчайшая (это мышца такая, Оля, на спине)». Все трогали, выражали восхищение целеустремленностью и упорством, как же ты накачался. Парень удовлетворенно кивал и возвращался в качалку. Он доставал всех со своей широчайшей, главное, непонятно, для чего он это делает и какого результата добивается. Чтобы трогали, что ли?

Вот и роман «Центр тяжести» у меня такое же впечатление вызвал. Автор с 2011 года заперся в качалке, с упорством совершенствовал стиль, композицию, что там еще молодые авторы прокачивают. Потом подходит и говорит – а потрогай-ка мою широчайшую. Смотри, как у меня персонажи прописаны, какой второй план, какой подтекст, композиция и все такое. Читатель трогает и умиляется – какой молодец, да как накачался! Непроходящее ощущение, что для автора «Центра тяжести» сам процесс оказался важнее результата. Процесс сопровождался постижением секретов мастерства, изрядными затратами психической энергии, сомнениями и неуверенностью в себе (о чем автор регулярно сообщал в Фейсбуке). В романе Алексея Поляринова есть все необходимое для хорошего романа, но национальным бестселлером он, как мне кажется, не станет. Это такой роман-роман, где главной задачей было не столько понять что-то о себе и о мире, и сказать об этом читателю, а «накачать широчайшую». Всего хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу