Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

смотреть прямую трансляцию

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Камень, девушка, вода

Марина Ахмедова
Камень, девушка, вода

Другие книги автора

Двадцать седьмое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга! Признаюсь, удивился, что у Марины Ахмедовой вышло уже то ли семь, то ли восемь книг. Я книг ее раньше не читал, зато помню до сих пор ее репортажи в «Русском репортере». Марина Ахмедова – лучший репортер страны, ну, как минимум, входит в топ-3 в своей профессии. Мне кажется, ее переход из репортажа в беллетристику был логичен. Помню ее репортажи, они часто выглядели как рассказы. Талантливый репортер, Марина Ахмедова умела упаковать грубую, шершавую и живую фактуру в литературную оболочку, придать репортажу не только репортажной наглядности, но и прозаической занимательности, показать и подметить разные необычные детали, подробности. Писателю такая способность очень помогает.

Поэтому роман «Камень, девушка, вода» я тоже начинал читать как репортаж. События происходит в горном селе в Дагестане, село не названо, и вообще география в романе довольно условная – где-то в Дагестане, где-то в горах. Упоминается Махачкала, куда вызывают директора сельской школы. Главная героиня – учительница этой школы Джамиля, в школе – Джамиля Гасановна. Одинокая старая дева, у которой нет другой жизни, кроме школьных уроков. Учительница – профессия уважаемая, но у Джамили появляется явная недоброжелательница Марьям, когда-то ее ученица, а теперь – завуч в школе. Вскоре выясняется, что конфликт между Джамилей и Марьям связан с Расулом – бывшим одноклассником Джамили, который стал ваххабитом, ушел в лес и собирается устанавливать в селе свои порядки, исламистские, чтобы все жили по законам шариата. Марьям и Джамиля влюбляются в него, но по-разному: для Джамили Расул – ее бывший одноклассник, романтический герой, а Марьям считает себя правоверной мусульманкой и даже обрядилась в хиджаб, и готова уйти в лес и стать второй женой для Расула.

Все это наполнено массой этнографических подробностей об обычаях, нравах и подробностях повседневной жизни дагестанского села, появляется масса персонажей – директор школы, семья старого учителя Шарип-аги, учителя, ученики, их родители, соседи… Много флэшбеков, сцен из прошлого, много подробностей примерно такого свойства: «Занкида призвал муллу. Тот совершил никях, пока тело Магомы еще не остыло. Тухуму Магомы Занкида пообещал восемь коров, тухум Нацборо должен был прибавить к ним тридцать овец. Коров Занкида отогнал семье Магомы на следующий день». Попробуйте, Оля, без заглядывания в словарь понять, о чем здесь говорится. У одной героини рождаются только девочки, и муж сбегает в соседнее село, потому что считает себя опозоренным. Другую убивает собственный отец, потому что считает, что она опозорила их род. Честно говоря, Оля, мне неинтересно об этом читать. Тут речь не о том, надо ли уважать традиции, допускающие убийство отцом собственной дочери (к тому же беременной), я о другом хочу сказать.

У нас в литературе сложился небольшой такой кавказский тренд, маленькое сообщество писателей, которые пишут о жизни современного Кавказа. Алиса Ганиева, Герман Садуллаев, теперь вот Марина Ахмедова. Что я могу сказать об их книгах кроме того, что их кавказские романы не сравнить с прозой, например, Лермонтова или, скажем, Фазиля Искандера? Только то, что описываемый ими быт, обычаи, традиции, одежда, еда (в романе Джамиля готовит неведомый пирог цкен, о котором я узнал впервые) – так вот, все реалии этих романов не имеют к моей жизни ни малейшего отношения. С таким же успехом можно описывать повседневную жизнь, например, марсиан. Я не могу представить себя на месте кого-либо из героев, их жизнь минимально похожа на мою жизнь. Для меня эти книги (в том числе и роман «Камень, девушка, вода» - сплошная экзотика. Я их воспринимаю либо как сказку, либо как репортаж, но репортажи Ахмедова, я теперь убедился, пишет лучше. Потому что если атмосфера описанных событий, логика, мотивация героев тебе совершенно непонятны, можешь ли ты испытывать какое-то сочувствие к их проблемам, заботам, судьбам? Я думаю, нет. Репортажи Марины Ахмедовой вызывали у меня куда более эмоциональную реакцию, вот. Всего хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу