Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Счастливые люди (2)

Александр Гальпер
Счастливые люди (2)

Другие книги автора

Двадцать третье письмо Ольге Погодиной-Кузминой

 

Добрый день, уважаемая Ольга! Помните, еще сравнительно недавно социальные сети называли «третьей письменностью»? Мол, с появлением ЖЖ произойдет настоящая революция. Дремлющие под спудом творческие силы простых обывателей вырвутся наружу, и обычные авторы станут известными писателями. С кем-то так и произошло, какие-то из «жэжэшных» авторов стали писателями, некоторые активно работают и по сей день. Но это редкие исключения, потому что чаще всего карьера «сетевого» автора, «сетератора» выглядела так. Сначала он писал посты, завороженный сполохами собственной гениальности. Когда вокруг автора собиралась определенная группа поклонников и болельщиков, неизбежно возникало предложение – да ты круто пишешь, надо книгу издавать! Но чаще всего первая книга оказывалась и последней, потому что писательский труд – он, в общем, несколько отличается от расслабленного выкладывания постов о своем житье-бытье.

Вот я прочел сборник рассказов Александра Гальпера «Счастливые люди». Сам автор признается, что сначала он писал посты в Фейсбуке, потом собрал посты, и они превратились в книжку. Автор жил в Украине, потом переехал в Америку. Работает клерком в какой-то социальной службе, вроде нашего собеса. Приходит в офис и в течение рабочего дня принимает посетителей.

Я когда прочел предисловие, аж ногами засучил в предвкушении. Вот, наверно, материала у человека набралось, всяких жизненных историй, наблюдений, размышлений! Вообще мы недооцениваем опыт людей, работающих во фронт-офисах, то есть имеющих дело с посетителями, клиентами, пациентами, покупателями – словом, пропускающие через себя людской поток. Люди разные, и ведут они себя по-разному, и вообще ситуации случаются забавные. У нас родственница работает администратором в «Пятерочке», как начнет рассказывать, как они охотятся на магазинных воришек, и как изобретательно люди прячут емкости с бухлом в разных полостях организма – заслушаешься.

Правда, есть одно требование. Все-таки застольные - жанр устный, это предназначено для родни, собутыльников, для ограниченного круга, в общем. А если из этих рассказов составляется книга, тем более дебют в литературе, я как читатель вправе ждать, что автор поднимется над суетой, выйдет за рамки унылого амплуа застольного балагура. Историю можно рассказать так, что в ней будет и мораль, и трагедия, и юмор, и предчувствие гражданской войны. Для этого необходим один ингредиент, та лант превращать сюжеты повседневной жизни в факты истинной литературы.

К сожалению, Александр Гальпер таким талантом не обладает. Его рассказы – это скучные события из офисной жизни, увиденной глазами одного из сотрудников. Там нет ни юмора, ни попытки как-то расшевелить читателя, заинтересовать его – автор просто равнодушно фиксирует то, что видит в течение дня в офисе.

«Начальница с диким криком выскакивает из служебного туалета. Подбегает весь отдел, охранники. Она кричит:
— Там мужчина!
Из туалета выходит наш клиент, наркоман и бомж Юзеф. Начальник охраны ему кричит:
— Что ты делал в женском служебном туалете? Как ты туда попал? Откуда ты узнал цифровой код двери?
Юзеф, спокойно застегивая ширинку:
— Что вы на меня орете в самом деле? Бог мне сказал, что мне надо справить свою нужду не в простом туалете для смертных, а для цариц! Бог мне помог туда зайти
!».

 Это, по мнению Александра Гальпера, видимо, должно быть смешно, но это, извините, несмешно. И из таких несмешных, скучных, неинтересных сценок состоит вся книга. Больше всего порадовала редактор, написавшая предисловие к этой суковатине и обнаружившая в текстах Гальпера много чего: «тут приходят на ум все тот же Шолом-Алейхем, О. Генри, Хармс, Зощенко, Ильф и Петров». Шутит, не иначе. Всего хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу