Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Владислав Толстов

Реконструкция

Антон Секисов
Реконструкция

Другие книги автора

Двадцать восьмое письмо Ольге Погодиной-Кузминой

Добрый день, уважаемая Ольга! Как-то я расстроился, прочитав новый роман Антона Секисова «Реконструкция». Ну, прежде всего, это не роман: 290 тыс.знаков, это объем средней повести. А если над текстом поработает опытный редактор, там много можно сократить, и роман превратится в совсем небольшую повесть. Впрочем, автор решил, что это роман, это его право, и это, в конце концов, еще не самое страшное.

Я вот хорошо помню – до сих пор, хотя читаю много, и большинство прочитанного забываю – первую книгу Антона Секисова, «Кровь и почва», лет шесть назад также участвовавшую в «Нацбесте». Это была отличная проза, упругая, подвижная, смешная, источавшая флюиды, многообещающая. Правда, два года назад в конкурсе «Нацбеста» появился сборник рассказов Секисова «Сквозь лес», и я был в некотором недоумении – это были очень средние тексты, даже ниже среднего. Ну ладно, писатель имеет право на творческую неудачу, всякое бывает.

И вот – «Реконструкция». Новый роман. Что тут сказать? Если муза посетила Антона Секисова во время создания «Кровь и почвы», то при написании «Реконструкции» она, видимо, сбежала со всех ног. Роман чудовищно плохо написан. Вяло, коряво, мутно, неряшливо. С необъяснимыми провалами по части вкуса и логики. Завязка, впрочем, хороша. Главный герой (повествование от первого лица) пытается сделать карьеру стендап-комика, всюду носит блокнот для шуток, но хорошие шутки придумываются плохо. Он встречает странную девушку, которая загадочным образом исчезает, перед этим прислав сообщение – одну точку. Но потом! Потом начинается непонятная беготня, и полное ощущение, что автор сам понятия не имеет, что ему делать со своими героями. Он возюкает их, заставляет ехать то в одно место, то в другое, а для оживления действия подбрасывает в сюжет то женские трусы, то отрубленную собачью голову.

Вот образец, так сказать, стиля: «Я ударил великана в плечо, один раз, а потом и другой. Он стал медленно поворачивать голову, которую сперва трусливо втянул — никак не ожидал от меня такого напора. А когда повернул, то вместо неживого лица среди чёрно-седых локонов я увидел приплюснутую русскую голову соседа по этажу». Это еще не самое плохое. Какие-то безнадежные общие места, действие периодически заруливает в похоронную контору, на поминки или на похороны (один из героев – агент по оказанию ритуальных услуг), но это не добавляет динамики повествованию Разве что делает скуку читателя совершенно, простите за каламбур, мертвецкой.

А главное – я читал и постоянно терял нить авторского замысла. Кто куда пришел? Почему главный герой постоянно пьет какую-то сомнительную «целебную настойку»? Почему его поступки лишены простейшей логики? Почему весь текст написан каким-то выспренним слогом, как будто это сочинял школьник? Знаете, любой школьник, завороженный зарождающейся способностью составлять слова в предложения, считает, что писать надо «умно», и поэтому никогда не напишет «запах», а непременно – «амбре». Так вот, вся «Реконструкция» - это сплошное «амбре» на 290 тыс.знаков. При этом там есть несколько небезнадежных (на уровне замысла) линий. Рассказать о «кухне» стендап-комедий. Или о мире ролевиков (там за главным героем гоняются персонажи в латах средневековых рыцарей). Или о закулисной жизни похоронного бизнеса, на крайняк.

Я считаю, что это даже не провал, это катастрофа. Если Секисов «Крови и почвы» и Секисов «Реконструкции» - один и тот же человек, то первый Секисов, ознакомившись с текстом «Реконструкции», должен был прийти в ужас, спрятать текст подальше и никогда, ни при каких условиях не выдвигать его в конкурс премии. Тем более «Нацбеста»,где о нем у некоторых членов жюри еще сохранились добрые воспоминания.

Такие тексты должны, по-хорошему, отсекаться еще на стадии выдвижения. Это вопрос к культурному уровню и этике номинатора, как можно такое барахло тащить в конкурс литературной премии? Пока что это худший текст в «Нацбесте» нынешнего сезона. И от того, что автор его Антон Секисов, я испытываю печаль. Всего хорошего.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу