Никита Елисеев

Открывается внутрь

Ксения Букша
Открывается внутрь

Другие книги автора

Ксения Букша "Открывается внутрь"

Ксения Букша. Вот эту книгу хорошо прочесть после книги Рины Гонсалес Гальего. Впечатление сильнейшее. Получается так, что жить в спальных районах Санкт-Петербурга жутче, отчаяннее, безнадёжнее, одночественнее, чем служить в американской армии во время иракской кампании. При том, что никакой запредельной чернухи. Сплошная бытовуха. При том, что Рина Гонсалес Гальего – американка, значит, рассказы у неё фабульные, сюжетные. Ксения же Букша – типичный и яркий представитель «ленинградской прозы», чью особенность точно подметил писатель, вышедший из этой традиции, Сергей Довлатов: «мокрый блеск асфальта после дождя – вот и вся ваша хвалёная ленинградская проза». Главное, атмосфера рассказа, а не то, что в рассказе происходит. Да, ничего особенного и не происходит в рассказах Ксении Букши, собранных в умело разбитой на разделы «Детдом», «Дурдом», «Конечная» (в том смысле, что приехали – вылезай) книге «Открывается внутрь». Мамаша с тремя приёмными детьми едет в маршрутке. Молодая женщина, когда-то лежавшая в дурдоме, добивается разрешения на автоправа. Два ребёнка просыпаются ночью в убогой комнате, а мамы – нет. Девчонка из детдома попадает в интеллигентную семью мамы-одиночки. Запойная, хорошая женщина, меняющая из-за своих запоев места работ, сдруживается с соседом, крепким мужиком, живущим в хорошей квартире со злой красавицей-женой. Потом ни с того, ни с сего крепкий мужик кончает жизнь самоубийством, а злая жена-красавица орёт на соседку: «Это вы, вы все его довели. Ездили на нём, сволочи…» И так все рассказы. Однако не оторваться. Букша бессюжетным (по сути) повествованием умудряется держать читательское внимание. Бессюжетным и (заметим) мрачным, зябким таким, ленинградским, петербургским. По социологическому охвату этот сборник может быть назван «романом в новеллах», тем более, что и сквозные персонажи в этом сборнике есть. От детдома до офиса на Исаакиевской площади, от дурдома до шик-блеск квартиры сына «нового русского». Впрочем, одна главная тема в этом «романе из новелл» есть: одинокая горожанка в возрасте от 11 до 50. Очень важная тема, продолжающая метасюжет русской классической прозы – сильная женщина и слабый мужчина. С большим удивлением убеждаешься, что все эти одинокие горожанки приобретают … мужские черты. Они остойчивее мужчин. Их не так просто сбить с ног. Им тяжело быть одним, но они привыкли к одиночеству. Более того, если в рассказах Ксении Букши появляются мужчины, то с немалым (опять же) удивлением убеждаешься: да это же … бабы… Они легче ломаются, они быстрее ломаются, подчиняются обстоятельствам жизни, легче поддаются тоске, безумию, суициду, любви … неразделенной, меньше приспособлены к одиночеству. В этом смысле наиболее показателен рассказ про сына «нового русского», которого папа взял на работу в свою фирму «Стас». Этот Стас – капризная, избалованная … женщина. Причём … очень хорошая женщина, тонко и глубоко чувствующая, верная, любящая, готовая отдаться единственному (то есть, разумеется, единственной), абсолютно не приспособленная к одинокому существованию. Один эпизод из этого рассказа не могу не пересказать. Во-первых, уж очень хорош. Во-вторых, такое изумительное завершение темы: Онегин-Татьяна – душа литературоведа радуется. Стас узнает, что его любимая, которая его выгнала, выгнала своего очередного мужа. Осталась одна с ребёнком. Мчится к ней. Теперь-то всё, теперь-то вернётся: ребёнок всё ж таки, поднимать надо. Одной тяжело. Любимая с коляской в скверике смотрит на мчащегося к ней с восторгом на рыле Стаса с брезгливым недоумением. Так… одного козла прогнала, другой через загородку лезет, о, йооо… «Ну, вот я… Ну, вот готов… Вот…» -- «А ты-то мне на кой?» БЕМС… «Нет, ну, тебе же тяжело одна с ребёнком, ну, если надо в хорошие ясли устроить, в престижный детсад, то я … мы же друзья, да?» -- «А в этом смысле… Спасибо, пока не надо». Гениальная сцена, по-моему. Причём я-то её изложил ёрнически, а Букша сочувствует тонко чувствующему и сильно любящему Стасу, по таковой причине читателю его очень жалко. Вообще, всех персонажей Букши и детей, и женщин, и мужчин очень жалко. И это её главное достижение.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу