Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Роман Богословский

Lithium

Владимир Козлов
Lithium

Другие книги автора

Льется Lithium, Lithium, Lithium, то печаля, а то веселя

С Владимиром Козловым мы знакомы давно. И – да, он – классик российской панк-литературы. Контр-культурщик со стажем. Тогда как почти все «звезды» поколения «Ад Маргинем» давно загнулись, Володя исправно делает свое дело, методично меняя издательства. Он не парится, не следит за трендами, не вступает в публичные диспуты, не ходит на воскресный вечер с Владимиром Соловьевым. В этом его особое лицо.

Козлов сказал мне как-то в интервью: «Мне совершенно насрать, будут ли меня читать через сто лет, я пишу сегодня». И это не поза, он действительно так считает. Я, пожалуй, не видел еще писателя настолько же лишенного честолюбивых амбиций, чем Козлов.

Что сказать о романе Lithium? Я читал ее в полной уверенности, что я только что зачем-то сделал rewrite своего романа «Трубач у врат зари» - и сижу теперь, его перечитываю. Самого же себя, написанного чуть иными словами.

Те же времена. Те же нравы. Те же наркотики и алкоголь. Те же Joy Division и Sex Pistols. Те же девочки, натягивающие трусики после короткого перепихона: «Ну, я пойду?»

Только в моем панк-угаре не было разговоров  о политике. Но тут понятно – Володя Козлов описывает людей чуть постарше.

Одно есть общее у подобных книг, фильмов и спектаклей: это все песнь на руинах. Середина девяностых. Все уже закончилось. Умерли Башлачев, Янка, Цой. Курехин ушел в политику, а потом тоже умер. Остальные правдорубы русского рока подались, кто в идеологию, кто в Америку. Группы типа «Нюанса» и «Горизонта» еще верят в то, что их заумь – это всерьез и надолго. «Те, кто нас любит, смотрят нам в след». Да, да – это о том же самом. Владимир Козлов – любит. И в след – смотрит. И так книга за книгой, шаг за шагом – пробирается тихо память…

От языка Козлова немного устаешь, если честно. Он на протяжении всех его книг одинаков – без изысков и стилистических особенностей, хотя этого порой хочется. Так же устаешь от языка Буковски. Это не фатально, книгу отбросить не хочется, но факт такой есть. Порой кажется, что Володя писать уже не хочет, но делать это почему-то надо. Есть в этом что-то эстетско-мазохистское. Какое-то глумление над собой. Думается мне, что в этом зарыто панковское отношение не только к миру и описываемым событиям, но и,  главное, – к себе самому. «Убей их всех, начни с себя».

Не только Lithium, но книги Козлова вообще, «накатят по вкусу» всем, кто жил в те самые девяностые, кто падал ирокезом со сцены вниз, кто глушил паленую водку и совокуплялся за углом рок-клуба; тем, кто вступал в причудливые споры на стыке политики, рок-музыки и осенней инсомнии; тем, кто ходил на попсовые концерты пропагандистского ельцинского тура «Голосуй – или проиграешь» - и пытался попасть пустой бутылкой из-под пива в Диму Маликова.

В плане выбора тем и следования определенной своей стилистике Владимир Козлов – писатель европейский. Ведет себя независимо, в тусовках либералов или почвенников не замечен, вне литературы говорит умно, мало и по делу. Исследует сибирский панк, постсоветскую действительность. Без сомнения, важный современный писатель. Или уже даже культурный феномен? Пожалуй, что уже второе.  

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу