Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

25.05.2019s

ФИНАЛ НАЦБЕСТА—2019

аккредитоваться

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Елена Васильева

Счастливые люди (1)

Мария Каменецкая
Счастливые люди (1)

Другие книги автора

Мария Каменецкая "Счастливые люди"

Рассказы Марии Каменецкой поначалу кажутся самыми обыкновенными бытовыми зарисовками. Но потом это представление расходится с текстом, и из образовавшейся щели начинает задувать чем-то инфернальным.

Автор сразу же ненавязчиво предупреждает о том, что всё не так, как кажется. Сборник «Счастливые люди» открывается циклом рассказов о театре «Коробка без дна», рассказчиком  в которых оказывается ребенок, половину детства проведший в закулисье. Он внимательно наблюдает за актерами, у каждого из которых оказывается двойная жизнь. Мальчик не вполне может понять даже собственную мать – она, надо отметить, тоже не стремится ему ничего объяснять – но вытекающая из этого неодномерность мира, невозможность воспринимать окружающую действительность однозначно останется потом и в остальных, нетеатральных, рассказах. Такое положение дел не беспокоит героев, воспринимается ими как факт действительности. Некоторые разве что озадачатся, но никто не будет доводить историю до трагедийного накала страстей.

Потому, должно быть, они и «Счастливые люди».

 «Они, эти красивые, несчастные, незабываемые артисты были абсолютно, накрепко, насквозь убеждены, что только такой способ жить, какой выбрали они, имеет смысл. И вот что получилось: эта их убежденность в меня проросла. Таким странным образом, что и сейчас я, взрослый мужик, довольно обычный, не склонный к порывам души, ненавидящий драмы даже больше, чем потери, возвращаюсь туда, в лабиринт закулисья, всякий раз, когда мне страшно, зыбко, неуверенно».

Дальше Каменецкая уходит от темы театра и погружается в быт. Ее рассказы могут прорасти буквально из любой минуты каждого дня. Здесь есть две зарисовки о завтраках, три рассказа о поездках, два текста о начинающих бизнесменах, два рассказа о беременных, пара-тройка про работу и отдых от нее, а также парочка про воспитание детей. Каменецкой важно, чтобы ее герои ели и спали. Такая авторская забота ничуть не настораживает, но некоторым приходится спать, например, в кровати, стоящей на витрине магазина, под софитами и взглядами покупателей. А завтракать обычно – только в одиночестве.

«– У меня есть один знакомый, которому всегда мало одной порции, - сказала Слава, облизывая пальцы.
– В смысле?
– Ну, берет, допустим, бутер, вот хоть с сыром, съест один, и сразу берет второй.
– Хочешь еще? Сделать?
– Не к этому. Слушай. Или, вот, покупает «Колу», быстро выпивает бутылку и идет за второй. И так всегда, во всем. Две порции лапши, если в китайском кафе. Два набора суши, если, соответственно, в японском. Два блина в «Теремке». Я думаю, он так свою тоску выражает, понимаешь. Тоску, понимаешь. Чтоб был с ним человек, который съест вторую порцию...
– Что за бред, – быстро сказал Борис и встал из-за стола».

Из-за спины этой обыкновенности время от времени показывается что-то совсем непривычное. Один из героев упоминает какой-то «институт времени». Братья-близнецы устраивают бизнес по переименованию улиц Петербурга в имена заказчиков. Парень приезжает на родину и встречается с огромной столетней щукой. Язык не поднимется назвать такое фантастикой – но ведь это она и есть. Просто в едва уловимых дозах.

И, кажется, именно эта доза и нужна, чтобы почувствовать спокойствие и, быть может, даже счастье.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу