Сергей Беляков

Камень, девушка, вода

Марина Ахмедова
Камень, девушка, вода

Другие книги автора

Марина Ахмедова "Камень, девушка, вода"

«Фёдор, вы, слава богу, не еврей и не учитесь у нас дурному, не отвечайте вопросом на вопрос», — говорит Менахем-Мендл из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва». Почти каждый рецензент припоминает Марине Ахмедовой ее работу журналиста, репортера. Но в романе «Камень Девушка Вода» как раз нет ничего репортерского. Напротив, это настоящий современный роман, хорошо написанный и немного скучноватый. После первой же интригующей фразы «Дочь учителя закрылась!» (то есть надела хиджаб) автор уходит в детали, в описания быта горного села в Дагестане, в психологическое состояние героини. Само по себе это интересно, но уж очень неспешно развивается действие. Будто не журналист пишет, а типичный автор современного толстого журнала. И мне, редактору журнала, хочется сказать словами Менахема: «не учитесь у нас дурному». Думайте больше о читателе.

О чем же роман? Он одновременно женский и, если так можно выразиться, кавказский. Из книги Марины Ахмедовой можно немало узнать о быте, нравах, образе жизни в Дагестане, даже о местной кухне. Но прежде всего – это роман о любви и ревности и в то же время об экспансии современного исламизма, о победе шариата над адатом и над конституцией Российской Федерации.

Героиня этого романа, сорокалетняя учительница Джамиля, со школьных лет влюблена в своего одноклассника, демонического Расула. Но тот еще в юности выбрал себе в жену Зухру. Джамиля осталась старой девой, а Расул тем временем «ходил по домам и рассказывал, что отныне люди должны откинуть наши законы гор и начать жить по исламу. Не по тому исламу, которому сельчане следовали даже в годы Советского Союза, а по новому — по арабскому».

Расул стал местным амиром, то есть начальником. Этот бандит и террорист живет в лесу, но во многом контролирует жизнь села и окрестностей. Шариатский суд Расула теперь предпочитают не только суду государственному, но и традиционному суду старейшин. Закон ислама оказался выше закона гор.

Молодежь равняется на исламиста Расула. Мальчики в старших классах отпускают бороды, чтобы походить на Расула (у того даже прозвище – Расул Борода) и быть «истинными» мусульманами. Взрослые мужчины и старики волей-неволей подчиняются. Вместо престарелого, послушного российским властям муллы Расул ставит в мечеть молодого, фанатично настроенного Идриса. Шарип-учитель, самый уважаемый на селе человек, не только симпатизирует Расулу, но и помогает ему. Расул перед тем, как совершить теракт, прячется в доме Шарипа-учителя. А дочь Шарипа, Марьям, школьный завуч, без памяти влюблена в Расула. Это она надела хиджаб. Не ради спасения души, не ради Аллаха, а ради возлюбленного.

Впрочем, хиджаб в этом селе носят все больше. Директор школы, Садикуллах Магомедович, и сама Джамиля пытаются заставить девочек снять этот платок, сидеть на уроках с непокрытой головой. За это родители проклинают Джамилю, а Расул в конце концов убивает директора.

Религию не насаждают сверху. Наоборот, сами жители села проводят эту тихую религиозную революцию. Уроки теперь прерывают, чтобы совершить намаз: «…мальчики откладывали учебники или медлили с ответом, чтобы соблюсти тишину, пока звучит молитва».

С каждым днем уходит в прошлое старый мир, светский и советский, жители учатся вести себя по-другому. Новая мораль, новая система отношений между людьми.

«Сестра! — Идрис укоризненно качал головой. — Ты неправильно даешь садака. Так во имя Аллаха не поступают.
— Какая я тебе сестра, я твоя учительница, Идрис! — вспыхнула я.
— Мое имя — Абдуль Салям. — Он наклонил голову. — А все мусульмане — братья и сестры между собой. Или ты не мусульманка, сестра?»

Конечно, она мусульманка. В книге Марины Ахмедовой нет ни атеистов, ни христиан. Без имени Аллаха, милостивого и милосердного, здесь, кажется, не принимаются ни за одно важное дело. Между тем, Джамиля – дочь Гасана, который был ярым сторонником советской власти, интеграции Дагестана в жизнь СССР. Прадед Джамили и вовсе устанавливал советскую власть на Кавказе и заставлял девушек снимать платки. Но теперь настало такое время, когда даже Джамиля не может и представить себя вне религии. Вообще Марина Ахмедова описывает жизнь людей, которые хотя и живут с нами в одной стране, но совершенно не походят на большинство жителей, скажем, Петербурга, Екатеринбурга или Москвы.

Марина Ахмедова, современная и вполне европеизированная женщина, явно не симпатизирует исламистам и не сочувствует их успехам: «…во всем, что говорил Расул, было только хорошее, каждое его предложение было благим, но оставляло после себя скользкий след».

«Он учит людей «не пить, не курить, не спать с чужими женами. Не обманывать, не брать чужого имущества, не предавать Всевышнего». Но сам Расул одних людей убивает, другими цинично манипулирует. Зная, что в него влюблены Джамиля и Марьям, он предлагает сначала одной, затем другой стать его второй женой. Но жена должна доказать, что достойна такой чести, что она настоящая мусульманка и не боится смерти: «Он хочет, чтобы Марьям стала шахидкой, убила его врагов, умерла сама, а он останется жить со своей Зухрой!», – разгадала план своего недостойного возлюбленного умная Джамиля. Она, впрочем, отреклась от любимого еще раньше, когда узнала, что тот стал убийцей. А несчастная Марьям доказала, что не боится смерти. Но стала она не шахидкой, а покончила с собой – утопилась. Вот вам и девушка, и вода. А камней в горном селе больше, чем достаточно.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу