Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

09.04.2019s

Опубликован Короткий список и состав Малого жюри

смотреть

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Денис Горелов

XX век представляет. Кадры и кадавры

Михаил Трофименков
XX век представляет. Кадры и кадавры

Другие книги автора

Михаил Трофименков «ХХ век представляет: кадры и кадавры»

Трофименков — уникальная фигура современного культурного ландшафта, возможно, самый яркий представитель стихийно возникшего высокообразованного крыла соотечественников (Делягин, Цветков, Шаргунов, Прилепин), избравших левую мысль после полувека стагнации. Только реноме кинокритика (существа заведомо несерьезного) мешает ему занять место одного из самых значительных и аргументированных левых мыслителей современности — куда там Хомскому (при безграничном уважении и к нему тоже).

С его интересом к открытым источникам, чтением на трех языках с листа и завидной памятью он камня на камне не оставляет от главного мифа ХХ века — об априорной чудовищности марксистских практик и белых крылышках гонителей «передового учения». Еще в предыдущей книжке «Кинотеатр военных действий» он озвучил и детально обосновал историческую закономерность: что белый внтикоммунистический террор всегда и везде (может быть, кроме Камбоджи) уносил в разы больше жизней, нежели тысячекратно отпиаренные бесчинства революционеров. Просто направлен он был преимущественно против лиц, не умеющих грамоте и не подходящих для знакомства: «Жены и дети этих убитых не бегут за границу и не пишут потом мемуаров о сожжении старинной усадьбы с ее Рембрандтами и зверствах Чеки». Это уже из нового фолианта о минувшем только что веке сплошного террора — преимущественно против недовольных масс, а не благородных элит. Чинная историческая наука, открытая любому исследованию колымских лагерей, по возможности отворачивается от под метлу выкашиваемых наемниками американских профсоюзников 10-х гг., от гуверовских депортаций смутьянов тысячами, колчаковских карательных экспедиций, индонезийского классового геноцида-65 и двух миллионов жертв националистических погромов, организованных Пакистаном при отпадении Бангладеш. Ибо собранные вместе, факты эти сильно переворачивают традиционную для просвещенного сообщества картину мира. «Когда убивают коммунистов — мне неинтересно», — сказала как-то одна из ведущих обозревательниц радио «Эхо Москвы».

А Трофименкову интересно. И пепел миллионов плебеев Китая, России, Алжира, Филиппин, Мадагаскара, убитых за чью-то сдобную жизнь, бьет ему в сердце — хотя и ни в какой колокол он не трезвонит, а просто излагает неприятные носителям доминирующей мысли наблюдения.

Что туземцев белым удалось дегуманизировать так, как нацистам не удалось расчеловечить евреев. После чего бельгийцы косили конголезцев, голландцы индонезийцев, американская армия филиппинцев, а китайцев вообще все кому не лень, потому что их много.

Что книга Мельгунова о красном терроре, являющаяся единственным источником сведений о кромешных зверствах большевиков, основана сплошь на мемуарах белогвардейской пропаганды и многократно уличена в прямом вранье.

Что захваченный ГПУ генерал-погромщик Тютюнник чуть позже писал вместе с Довженко сценарий «Звенигоры» — кинобиблии украинства. А сочинивший гайдаевскую «За спичками» Майю Лассила замучен белофиннами в концлагере вместе с двадцатью тысячами соотечественников. А все голливудские мадьяры — братья Корда, Майкл Кертиц и Дракула Бела Лугоши — красные интеллектуалы, бежавшие от тотальной резни, устроенной хортистами разгромленной Венгерской республике.

Ну, и просто тонна малоизвестных сведений.

Что де Фюнес в роли комиссара Жюва пародирует мимику де Голля, а принцип обратного отсчета придуман не учеными, а лично Фрицем Лангом на съемках «Женщины на Луне». Что Париж стал центром притяжения людей искусства в 30-х просто потому, что там не было сухого закона и никто не мешал богеме напиваться до поросячьего визга — а танец «Lindy Hop», ставший у нас «Линдой с хлопками», назван в честь великого воздухоплавателя и убежденного гитлериста Чарльза Линдберга.

Подлинно гениальна идея сложить историю ХХ века из новелл о легендарных кораблях: «Титанике», «Потемкине», «Челюские», «Лузитании», «Эксодусе», «Авроре», лодке «Курск» и яхте «Гранма» (Боже! кубинская революция началась с яхты по имени «Бабушка»!)

Вот из подобных же очерков о деле Дрейфуса и серийном маньячестве, катастрофах суперлайнеров и культе воздухоплавания, постановках документальных съемок для возбуждения масс и культурном Париже экспатов 30-х и сложена хроника века — с подробными предисловиями о характере каждого десятилетия.

Одна у него беда — длинное название. Столь фундаментальные труды должны называться коротко и ясно.

Но заголовки с подвывертом — трофименковская ахиллесова пята.

В остальном — безупречен.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу