Всероссийская литературная премия

Национальный бестселлер - 2019

s

Работает Большое жюри. Публикуются рецензии.

читать

Ежегодная всероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучшее, по мнению жюри, произведение, созданное на русском языке в текущем году.

Роман Богословский

Муха имени Штиглица

Арина Обух
Муха имени Штиглица

Другие книги автора

Муха – это фон, или Импрессионизм Обух

Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, в народе просто «Муха», престижное учебное заведение. Нет, подумайте сами, если ваш сын или дочь обучается там, на факультете, скажем, декоративно-прикладного искусства. Соседям можно с гордостью рассказать об этом, да и вообще.

Однако для Арины Обух «Муха» - это только фон. О чем она прямо сообщает нам в своей повести. Если взять глубочайший по своей сути афоризм Мухаммеда Али «Порхать, как бабочка, жалить, как оса», Арина (или персонаж, что одно и то же) только первая часть  - порхать, как бабочка. Собственно, фоном  в ее жизни можно назвать абсолютно все, кроме впечатлений от самой себя и своих взаимодействий с миром. Говорили как-то, мол, реализма много, не хватает в литературе чего-то более возвышенного. Вот вам, пожалуйста. Чистейший импрессионизм в литературе. Работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» вполне может венчать обложку сборника Арины Обух.

Итак, мы поняли: молодая литераторша живет впечатлениями. Ничего более реального в ее жизни нет. Именно это дает ей возможность работать в прозе, но больше в поэтическом ключе. Серьезно. Если Арина через пару лет нащупает себя в поэзии, я не только не удивлюсь, наоборот, пойду покупать ее книги. Обух смело ставит на себе печать – «клочковатое сознание». А что может быть лучше для поэзии впечатлений? Да ничего. Сами посудите: «Я надышала узор на стекле». Нужны еще комментарии?  

Заметим важную вещь. Санкт-Петербург Арины Обух, это не оный же Достоевского, Чаадаева, Гоголя. Это другой город, абсолютно не похожий на расхожий штамп. У меня в представлении предстала психоделическая смесь Лас Вегаса с изумрудным городом, плюс некоторые черты «небесного Санкт-Петербурга» Даниила Андреева. А что? Если малышку Элли можно представить в Лас Вегасе, отчего бы не представить Арину Обух в таком вот парящем и смешном Санкт-Петербурге?  Ну а если серьезно – это большой рывок для молодого литератора: создать текст, отодвинув бородатые штампы в сторону.

Сразу же после прочтения пришла в голову мысль – эту прозу хорошо слушать, нужна аудиокнига. Уже догадались, чей голос и интонации подошли бы больше всего? Правильно, Ренаты Литвиновой. Арина, вам стоит задуматься о таком перформансе: солнце, Питер, фоном звучит что-то вроде «Моя бабушка курит трубку», на скамейке в парке сидит Рената в странном наряде (расцветка обязательно как на обложках альбомов группы 13-thfloorelevators) и проникновенно читает импрессионистскую прозу Арины Обух. Мне нравится:

Тысячеглавая набережная. Не каждая Ассоль может подойти к берегу. Отчаянные девушки карабкаются по стенам зданий, усаживаясь на карнизы окон. Гремит салют. Из белой ночи выплывает корабль с полыхающими алыми парусами. Плывет очень медленно. Но…

Он никогда не остановится у наших берегов. Не заберёт нас. Не снимет с окон. И капитан Грей никогда не скажет: «Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?»

Нет, не скажет. Потому что корабль плывёт всегда мимо и всегда без Грея.

И поэтому набережные Невы в этот час, скорее, напоминают взбесившуюся Каперну.

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу