Александр Етоев

Убыр

Наиль Измайлов
Убыр

Другие книги автора

НаильИзмайлов "Убыр"

Съест убыр меня совсем. Это типа эпиграф.
Теперь к теме.
Наконец-то я заполнил пробел в своем книжном образовании – впервые прочитал русский «хоррор». Ну, может, не совсем русский – татарский. Но русский и татарин близнецы-братья, между ними дружба навек, как пелось в известной песне моей комсомольской молодости.
Что сказать о прочитанном? Интересно. Такая современная сказка, сделанная по рецептам из Проппа – бегство из дома; таинственный лес; избушка бабы-яги; получение волшебного средства; череда испытаний героя, который в процессе инициации превращается из мальчика в мужа и выходит победителем в битве с нечистой силой.
Умело сделано, по-современному, без «Жили-были» и «в Тридевятом царстве», здесь, сейчас, в Казани и под Казанью.
Убыр – это не упырь, не кровососущий мертвец, убыр – это энергия зла, постепенно накапливающаяся в земле, в основном, в местах погребений, и временами требующая выхода, ибо нуждается в материальной подпитке, в смысле думает: кого бы сожрать? Но жрет он не абы кого: «Убыр любит жрать женское, может жрать мужское, не любит жрать мертвое и не может жрать пацанское». Такая он привередливая скотина.
Самые эффектные сцены – в электричке, едущей из Казани, а потом обратно, в Казань.
По дороге туда торжествует несправедливость – суки поездные менты, в которых не осталось ничего человеческого, суки хулиганы подростки, маньяк, положивший глаз на малолетнюю сестренку героя. Всё против беглецов – и люди, и обстоятельства.
По дороге в Казань (обратно) несправедливость терпит справедливое поражение, правда, руками зомби (на самом деле зубами, Марат-абый, мертвый дядя героя повести, проедает в человеке дыру, прежде чем добраться до места, где скрывается человеческая душа).
Лично я, когда читал повесть, был на стороне зомби, превратившего в кровавую пищу и ментов, и малолетних бандитов, и дядю Валю, педофила-маньяка. Не фиг таким уродам жить на земле, нет к ним никакого сочувствия. Пусть в процессе перерождений заново пройдут путем от амебы до головастика. А там посмотрим – вырастут хорошей лягушкой, тогда, пожалуй, и дадим им возможность через пару жизней походить в обезьяньей шкуре, прежде чем надеть человеческую.
Здесь вступает чисто человеческий фактор – зло должно быть наказано и неважно, чьими руками – Бога, дьявола или дяди Марата. И не где-то по ту сторону вечности, а здесь, немедленно, без волокиты и хора праведников: ах, а что подумает либеральный Запад?
Пардон, отвлекся. Возвращаюсь к Измайлову.
Что меня при чтении утомляло, так это избыточные подробности – чересчур детальные описания обедов-ужинов-завтраков-снов-перемещений-полетов-превращений героев, вернее, героя, по ходу действия. Кстати, это ослабляет и эффект нагнетания страха, о котором не раз упомянуто рецензентами и читателями в Сети. Эту книжку бы поужать, ампутировать у нее все лишнее, и вышло бы еще занимательней. Говорят, в Сети где-то выложен вариант, на треть сокращенный. Может быть, он и есть правильный?

Комментарии посетителей

Другие рецензии на книгу